В Госдуме предложили разрешить водить машины с 16 лет

Депутат Государственной думы Василий Власов отпра­вил началь­ни­ку ГУОБДД МВД России Михаилу Черникову пись­мо, в кото­ром пред­ла­га­ет сни­зить воз­раст­ной порог для управ­ле­ния лег­ко­вым авто­мо­би­лем до 16 лет.

Аргументация у Власова сле­ду­ю­щая: в воз­расте 16–17 лет мно­гие под­рост­ки у нас в стране уже могут похва­стать­ся офи­ци­аль­ным тру­до­устрой­ством, а так­же жиз­нью и уче­бой отдель­но от семьи и даже в дру­гом горо­де. Депутат счи­та­ет, что моло­дые люди, полу­чив­шие пра­ва в более ран­нем воз­расте, будут еще более вовле­че­ны в эко­но­ми­че­ские про­цес­сы. А гля­дя на них, ещё боль­ше моло­дых людей захо­чет полу­чить маши­ну порань­ше, а для это­го стать финан­со­во неза­ви­си­мы­ми и вести тру­до­вую деятельность.

Власов так­же пред­ло­жил раз­ре­шить учит­ся для полу­че­ния води­тель­ско­го удо­сто­ве­ре­ния кате­го­рии B с 15 лет и шести месяцев.

Напомним, что сей­час учить­ся в авто­шко­ле и сда­вать экза­ме­ны на кате­го­рию В мож­но с 16 лет, но полу­чать пра­ва мож­но толь­ко после совер­шен­но­ле­тия. А до того, как им испол­ни­лось 18, управ­лять транс­порт­ны­ми сред­ства­ми кате­го­рии В, под­рост­ки могут в сопро­вож­де­нии опыт­но­го водителя.

О необ­хо­ди­мо­сти подоб­ной ини­ци­а­ти­вы рас­суж­да­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

Чтобы рас­смат­ри­вать подоб­ную ини­ци­а­ти­ву, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к опы­ту дру­гих стран, пото­му что там подоб­ная прак­ти­ка дав­но суще­ству­ет, как суще­ству­ет и ряд огра­ни­чи­тель­ных мер, направ­лен­ных на безопасность.

Водить авто­мо­биль с 16 лет мож­но, к при­ме­ру, в США. Но для это­го суще­ству­ет ряд усло­вий. С 16 до 17 лет граж­да­нин может ездить толь­ко до 23 часов вече­ра и обя­за­тель­но в сопро­вож­де­нии лица, достиг­ше­го 21 года. С 18 до 21 года уже мож­но ездить без сопро­вож­де­ния, но толь­ко до 3 часов ночи. По сути, до 21 года в США води­тель­ские пра­ва идут с огра­ни­че­ни­я­ми, и лишь при дости­же­нии 21 года граж­да­нин полу­ча­ет «взрос­лые» води­тель­ские пра­ва. К сло­ву, подоб­ная систе­ма гра­да­ции води­тель­ских прав посто­ян­но кри­ти­ку­ет­ся из-за гибе­ли под­рост­ков за рулем.

Можно дол­го рас­суж­дать, оправ­да­ны ли такие огра­ни­че­ния, но не сто­ит забы­вать, что речь идёт о без­опас­но­сти дорож­но­го дви­же­ния, где сами пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния по сути напи­са­ны кро­вью. Если обра­тить­ся к ста­ти­сти­ке, то наи­бо­лее «рис­ко­ван­ная» груп­па води­те­лей винов­ни­ков ДТП по воз­рас­ту состав­ля­ет 18–26 лет. Думаю, не воз­ни­ка­ет сомне­ний, что при сни­же­нии воз­раст­ной план­ки необ­хо­ди­мы и допол­ни­тель­ные огра­ни­чи­тель­ные меры, это при том, что идея Василия Власова в прин­ци­пе доста­точ­но сомнительна.

А теперь сто­ит вер­нуть­ся к обос­но­ва­нию этой ини­ци­а­ти­вы самим депу­та­том. Василий Власов счи­та­ет, что необ­хо­ди­мость сни­зить мини­маль­но допу­сти­мый воз­раст для управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ством обу­слов­ле­на тем, что рос­си­яне в воз­расте 16–17 лет уже могут быть офи­ци­аль­но тру­до­устро­е­ны, учить­ся в дру­гом горо­де и жить отдель­но от семьи. По его мне­нию, ран­нее полу­че­ние води­тель­ских прав поз­во­лит боль­ше вовлечь моло­дых людей в эко­но­ми­че­ские процессы.

Тут сра­зу воз­ни­ка­ет вопрос, а дру­гих мето­дов вовле­че­ния моло­дых людей в эко­но­ми­че­ские про­цес­сы в при­ро­де не суще­ству­ет? Только через управ­ле­ние авто­мо­би­лем и сопут­ству­ю­щие повы­шен­ные рис­ки для жиз­ни и здо­ро­вья моло­дых води­те­лей и окру­жа­ю­щих? Хорошо, что гос­по­дин Власов не рас­кры­ва­ет идею даль­ше и не пред­ла­га­ет оку­пать при­об­ре­тен­ный авто­мо­биль рабо­той води­те­лей, не достиг­ших 18-летнего воз­рас­та, в служ­бе так­си. Кто и как будет про­ве­рять, если 16-летний води­тель офор­мит в так­си, напри­мер, совер­шен­но­лет­не­го дру­га, но будет «так­со­вать» сам?

Что каса­ет­ся само­го обос­но­ва­ния идеи, то и тут вышло всё не очень хоро­шо. Даже если такую ини­ци­а­ти­ву и сто­и­ло бы вве­сти в обы­ден­ную жизнь, то необ­хо­ди­мо было бы при­ме­нить и огра­ни­чи­тель­ные меры. Как по задум­ке авто­ра ини­ци­а­ти­вы моло­дые люди будут управ­лять транс­порт­ным сред­ством, к при­ме­ру, в сопро­вож­де­нии взрос­ло­го вда­ли от род­ных? На фоне того, что в миро­вой прак­ти­ке в основ­ном этим поль­зу­ют­ся в неболь­ших горо­дах, где юный води­тель может дое­хать на авто­мо­би­ле до шко­лы в каче­стве посте­пен­ной прак­ти­ки и под­го­тов­ки к управ­ле­нию транс­порт­ным сред­ством без огра­ни­че­ний в буду­щем. Василий Власов, напро­тив, пред­ла­га­ет выпу­стить на доро­ги неопыт­ных води­те­лей вда­ли от дома, хотя в таком воз­расте чело­век еще пси­хо­ло­ги­че­ски не готов к управ­ле­нию транс­порт­ным средством.

Хочется под­черк­нуть, что каса­ю­щи­е­ся без­опас­но­сти жиз­ни и здо­ро­вья наших граж­дан ини­ци­а­ти­вы долж­ны тща­тель­но взве­ши­вать­ся еще на эта­пе их про­ра­бот­ки. Должны быть пред­ло­же­ны меры, обес­пе­чи­ва­ю­щие без­опас­ность на долж­ном уровне, учи­ты­вая, что сама ини­ци­а­ти­ва может ока­зать­ся неудач­ной или совсем пло­хой. Также обя­за­тель­но долж­ны быть спро­гно­зи­ро­ва­ны воз­мож­ные послед­ствия. Но все­го это­го кон­крет­но в ини­ци­а­ти­ве Василий Власова нет от сло­ва «совсем», а вве­де­ние пред­ло­жен­ной им прак­ти­ки в нашей стране невозможно.

Поделиться