Шипы разрушают асфальт, но это другое

Депутат Госдумы Александр Васильев пред­ла­га­ет запре­тить шипо­ван­ную рези­ну в России. Васильев пола­га­ет, что в Центральной России для шипо­ван­ной рези­ны сверх­не­об­хо­ди­мо­сти нет, раз «асфальт вид­но». Так что, счи­та­ет он, сто­и­ло бы вво­дить запрет в отдель­ных субъ­ек­тах феде­ра­ции, отдав это реше­ние на мест­ный уровень.

Депутат уве­рен, что рос­сий­ские авто­вла­дель­цы выби­ра­ют шипо­ван­ную рези­ну за ее низ­кую в срав­не­нии с дру­ги­ми зим­ни­ми ана­ло­га­ми сто­и­мость и пред­ла­га­ет изу­чить евро­пей­ский опыт, ссы­ла­ясь на иссле­до­ва­ния уче­ных, дока­зав­ших, что шипы выво­ра­чи­ва­ют мел­кую крош­ку из асфальта.

Впрочем, на дан­ный момент в пар­ла­мен­те еди­ной точ­ки зре­ния по дан­но­му вопро­су нет.

Свою пози­цию выска­зы­ва­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

Данная ини­ци­а­ти­ва вызы­ва­ет ряд вопро­сов. Например, в Москве прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что исполь­зо­ва­ние фрик­ци­он­ных шин может быть хоро­шим вари­ан­том, при усло­вии свое­вре­мен­ной убор­ки сне­га ком­му­наль­ны­ми служ­ба­ми. Но в слу­чае ано­маль­ных сне­го­па­дов и при неожи­дан­ных небла­го­при­ят­ных погод­ных явле­ни­ях часто ком­му­наль­ные служ­бы либо не справ­ля­ют­ся, либо не все­гда реа­ги­ру­ют с долж­ной опе­ра­тив­но­стью. В таком слу­чае отсут­ствие шипо­ван­ных шин может при­во­дить к опас­ным ситу­а­ци­ям на дорогах.

Но если даже допу­стить иде­аль­ное реа­ги­ро­ва­ние ком­му­наль­ных служб в вопро­сах очист­ки дорож­но­го полот­на от сне­га, то это не решит вопрос. В каче­стве при­ме­ра мож­но сно­ва при­ве­сти Москву, где нема­лая часть води­те­лей отда­ет пред­по­чте­ние шипо­ван­ным шинам. Подобный выбор может быть обу­слов­лен как обра­зом жиз­ни авто­лю­би­те­ля, так и осо­бен­но­стя­ми его слу­жеб­ной дея­тель­но­сти. Кому-то при­хо­дит­ся ездить к род­ствен­ни­кам либо по рабо­те в сосед­ние реги­о­ны. В таком слу­чае, при при­ня­тии подоб­ной ини­ци­а­ти­вы, маши­на будет все рав­но что при­об­ре­тать­ся с заве­до­мы­ми огра­ни­че­ни­я­ми по экс­плу­а­та­ции на раз­лич­ных тер­ри­то­ри­ях. Либо вла­дель­цу при­дет­ся возить с собой вто­рой ком­плект зим­ней рези­ны и «обу­вать» его при въез­де на тер­ри­то­рию за пре­де­ла­ми Москвы, где огра­ни­че­ния по исполь­зо­ва­нию шипо­ван­ной рези­ны нет, а дорож­ные усло­вия слож­ны для езды на фрик­ци­он­ных шинах.

Также депу­тат Александр Васильев пред­ло­жил рас­смот­реть воз­мож­ность пере­да­чи пол­но­мо­чий в при­ня­тии пред­ло­жен­ных огра­ни­че­ний мест­ным вла­стям, цити­рую: «Если та же Москва запре­ти­ла бы дви­же­ние «на шипах» и заяви­ла, что в любую пого­ду будет скоб­лить доро­гу до асфаль­та, то для всех осталь­ных ника­кой роли это не сыг­ра­ло бы. На мой взгляд, необ­хо­ди­мо отдать этот вопрос на откуп мест­ным вла­стям и вла­дель­цам дорог». Если под этим под­ра­зу­ме­ва­ет­ся имен­но при­ня­тие огра­ни­че­ний в исполь­зо­ва­нии шипо­ван­ной рези­ны вла­стя­ми отдель­ных субъ­ек­тов РФ, то сно­ва воз­ни­ка­ет про­бле­ма пере­дви­же­ния внут­ри стра­ны меж­ду реги­о­на­ми. Либо путе­ше­ство­вать зимой на лич­ном авто­мо­би­ле по стране при­дет­ся толь­ко на липуч­ках, что в боль­шин­стве реги­о­нов часто невоз­мож­но и даже опасно.

Помимо выше­ска­зан­но­го, не рас­крыт еще один вопрос: а куда девать уже име­ю­щу­ю­ся шипо­ван­ную рези­ну в слу­чае при­ня­тия зако­на? Ведь при­дет­ся купить фрик­ци­он­ные шины, а шипо­ван­ные раз­ве что оста­ет­ся про­да­вать в дру­гие реги­о­ны за пре­де­лы Москвы, но это финан­со­вые поте­ри для авто­вла­дель­цев, так как рези­на может быть куп­ле­на отно­си­тель­но недав­но, но на вто­рич­ном рын­ке цена на нее будет доста­точ­но силь­но падать.

Если подой­ти к вопро­су раз­ру­ше­ния дорож­но­го покры­тия, то раз­ру­ша­ет его не толь­ко шипо­ван­ная рези­на. Есть и дру­гие фак­то­ры, напри­мер, устой­чи­вость асфаль­то­бе­то­на к водно-тепловым и хими­че­ским фак­то­рам. В том чис­ле и такой пара­метр, как водо­на­сы­ще­ние асфаль­то­бе­то­на, пред­став­лен­ный в ГОСТ 9128–2009. Для нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции асфаль­та недо­пу­сти­мо повы­шен­ное водо­на­сы­ще­ние. При этом низ­кие тем­пе­ра­ту­ры так­же нега­тив­но вли­я­ют на слой асфаль­та. При нали­чии тре­щин замет­но уве­ли­чи­ва­ет­ся их объ­ем. Повышенное водо­на­сы­ще­ние зна­чи­тель­но сни­жа­ет моро­зо­стой­кость асфаль­та, и, если вода ранее успе­ла попасть в дорож­ное покры­тие, то рас­ши­ря­ясь с наступ­ле­ни­ем холо­дов, она начи­на­ет раз­ру­шать его изнут­ри. Шипы в свою оче­редь раз­ру­ша­ют асфальт несколь­ко ина­че: про­ис­хо­дит обра­зо­ва­ние колей­но­сти. Но не сто­ит думать, что это пустяк в срав­не­нии с тре­щи­на­ми и выбо­и­на­ми. В колее маши­на рулит­ся нечет­ко, а в запол­нен­ной водой колее может про­изой­ти опас­ное аква­пла­ни­ро­ва­ние. Исходя из это­го, нель­зя сде­лать вывод, что шипы не раз­ру­ша­ют асфальт. Есть и дру­гие фак­то­ры, в том чис­ле кли­ма­ти­че­ские, поэто­му запре­том исполь­зо­ва­ния шипо­ван­ных шин доро­ги зимой не спа­сти. А сам вопрос ско­рее под­тал­ки­ва­ет искать отве­ты в соблю­де­нии стан­дар­тов и каче­стве дорож­но­го полотна.

Поделиться