Рынок ЖКУ: богатые тоже плачут

Рейтинговое агент­ство стро­и­тель­но­го ком­плек­са (РАСК) про­ве­ло спе­ци­аль­ное иссле­до­ва­ние, в ходе кото­ро­го выяс­ни­лось, что каж­дая вто­рая управ­ля­ю­щая ком­па­ния (УК) скры­ва­ет от граж­дан свои дохо­ды и расходы.

На УК воз­ло­же­ны обя­зан­но­сти раз­ме­щать инфор­ма­цию о дохо­дах и рас­хо­дах в систе­ме ГИС ЖКХ, а так­же ука­зы­вать коли­че­ство домов в сво­ем управ­ле­нии. Без это­го у жите­лей нет ника­ко­го пони­ма­ния, на что идут их деньги.

Проблеме не один год. Государственную инфор­ма­ци­он­ную систе­му жилищно-коммунального хозяй­ства (ГИС ЖКХ) запу­сти­ли еще в 2016 году, но из-за гро­мозд­кой систе­мы про­грам­ма посто­ян­но зави­са­ет и боль­шие доку­мен­ты и фай­лы в нее не грузятся.

Согласно рас­сле­до­ва­нию РАСК, из более 18 тыс. име­ю­щих лицен­зии УК ни одна не запол­ни­ла инфор­ма­цию о пло­ща­ди домов в сво­ем управ­ле­нии и о сво­ей задол­жен­но­сти перед ресур­со­снаб­жа­ю­щи­ми орга­ни­за­ци­я­ми (РСО). Половина ком­па­ний не выкла­ды­ва­ет инфор­ма­цию о дохо­дах и рас­хо­дах, 20% не могут загру­зить даже такие фак­ты, как коли­че­ство домов в управ­ле­нии и чис­лен­ность персонала.

За послед­ние три года штра­фов за дан­ные нару­ше­ния выпи­са­ли мало, все­го 657 штра­фов в сред­нем по 5,7 тысяч руб­лей. Предупреждений чуть боль­ше, 3,3 тыся­чи – выпи­сы­вать штра­фы мож­но толь­ко после выне­се­ния пре­ду­пре­жде­ния орга­на­ми госу­дар­ствен­но­го жилищ­но­го над­зо­ра. При этом по ст. 13.19.1 КоАП, за нераз­ме­ще­ние инфор­ма­ции в систе­ме преду­смот­ре­ны штра­фы 5–10 тыс. руб­лей для долж­ност­ных лиц и 30–50 тыс. руб­лей для компаний.

Всего к ответ­ствен­но­сти при­влек­ли 2 661 УК, посколь­ку при­влечь к ответ­ствен­но­сти мож­но толь­ко пер­вые три меся­ца с момен­та нару­ше­ния. Если выне­сти поста­нов­ле­ние поз­же, то его лег­ко оспо­рить в судеб­ном поряд­ке. Разумеется, подоб­ные меры ответ­ствен­но­сти нару­ши­те­лей не осо­бо пугают.

Стоит ли уже­сто­чить адми­ни­стра­тив­ную ответ­ствен­ность за подоб­ные нару­ше­ния? Разумеется, систе­му ГИС ЖКХ тре­бу­ет­ся опти­ми­зи­ро­вать, пере­смот­реть вно­си­мый туда пере­чень инфор­ма­ции, убрать необя­за­тель­ные пунк­ты и вве­сти новые, а так­же обу­чать пер­со­нал рабо­те с ней.

О рын­ке услуг ЖКХ в России раз­мыш­ля­ет член экс­перт­но­го сове­та Партии пря­мой демо­кра­тии Сергей Ильин:

Прежде все­го, отме­тим, что рынок услуг ЖКХ в России — это доста­точ­но серьез­ный сег­мент эко­но­ми­ки стра­ны. Его объ­е­мы рас­тут, и к про­шло­му году достиг­ли почти трёх трил­ли­о­нов руб­лей (то есть, без мало­го трёх про­цен­тов сум­мар­но­го ВВП РФ). То есть, это не про­сто биз­нес, а биз­нес очень серьезный.

Отметим при этом, что «слу­чай­ные люди», тео­ре­ти­че­ски, в отрасль попа­дать не долж­ны. «Предпринимательская дея­тель­ность по управ­ле­нию мно­го­квар­тир­ны­ми дома­ми» — один из не осо­бо мно­го­чис­лен­ных в России лицен­зи­ру­е­мых видов дея­тель­но­сти.

Тем не менее, глав­ное, что извест­но об оте­че­ствен­ном рын­ке жилищно-коммунальных услуг — это его пре­сло­ву­тая непро­зрач­ность. Так было при ста­рой систе­ме — так, по боль­шо­му сче­ту, обсто­ят дела и сейчас.

Во мно­гом пото­му, что по боль­шо­му сче­ту сам рынок не изме­нил­ся: по боль­шо­му сче­ту, его игро­ки — в основ­ном те самые ДЭЗы, толь­ко игра­ю­щие на новый лад. Те самые ДЭЗы, кото­рые все­гда жало­ва­лись на убы­точ­ность, но при этом сла­вив­ши­е­ся богат­ством сво­их началь­ни­ков (особ­ня­ки, а то и люк­со­вые яхты). Прекрасное место для зло­упо­треб­ле­ний, с такими-то оборотами.

А вот круп­ные финансово-промышленные груп­пы в этот биз­нес пока осо­бо не идут (за неко­то­ры­ми исклю­че­ни­я­ми, о кото­рых ска­жем чуть даль­ше) — в отли­чие, к при­ме­ру, от строительно-девелоперского.

Пример Москвы кто-то посчи­та­ет некор­рект­ным (здесь про­зрач­ность несколь­ко выше сред­не­го по стране), но он доста­точ­но харак­те­рен: еще с объ­е­мом более 100 млрд руб­лей. Эксперты утвер­жда­ют, что в 2018 году на ГУПы и бюд­жет­ные учре­жде­ния при­хо­дит­ся почти три чет­вер­ти от всех пред­при­я­тий в отрас­ли по бла­го­устрой­ству и экс­плу­а­та­ции жилищ­но­го фон­да (рав­но как и улично-дорожной сети).

Этот под­твер­жда­ют и неза­ви­си­мые рей­тин­ги. Вот один из них, доста­точ­но све­жий: на пер­вом месте — струк­ту­ра Минобороны (несколь­ко неожи­дан­но — но это Москва). Дальше — несколь­ко ООО с устав­ным капи­та­лом по 10 000 руб­лей; в основ­ном, «доч­ки» пози­ци­о­ни­ру­ю­ще­го себя как круп­ней­шая феде­раль­ная управ­ля­ю­щая ком­па­ния России «ПИК-Комфорта», под­раз­де­ле­ния стро­и­тель­но­го гиган­та ГК «ПИК» — то самое исклю­че­ние, о кото­ром мы гово­ри­ли выше. И даль­ше — строй­ные ряды тех самых мно­го­чис­лен­ных рай­он­ных «Жилищников»: назва­ния, кото­рое хоро­шо извест­но моск­ви­чам по над­пи­сям на спец­одеж­де мно­го­чис­лен­ных тру­же­ни­ков мет­лы и лопа­ты (в подав­ля­ю­щем сво­ем боль­шин­стве, гостей сто­ли­цы и стра­ны). Да-да, тот самый ГБУ «Жилищник»; при этом в его рай­он­ных под­раз­де­ле­ни­ях чис­лен­ность работ­ни­ков варьи­ру­ет от несколь­ких десят­ков до почти тыся­чи. И те самые гастар­бай­те­ры, из зар­пла­ты кото­рых, как утвер­жда­ют злые язы­ки, началь­ство заби­ра­ет себе вполне льви­ную долю.

Так что рас­ска­зы о несчаст­ных УК, кото­рые не могут себе поз­во­лить спе­ци­а­ли­ста для рабо­ты с госу­дар­ствен­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мой жилищно-коммунального хозяй­ства, выгля­дят несколь­ко лице­мер­но: «малы­ши» на этом рын­ке есть, но это мизер­ная его часть. А «китов» этой сфе­ры упро­мыс­ли­вать на пред­мет боль­шей про­зрач­но­сти — дело хорошее.

И очень важ­но — с уче­том хотя бы тех объ­е­мов, кото­рые кру­тят­ся на этом рынке.

Поделиться