Осторожно, самокат!

В России соби­ра­ют­ся огра­ни­чить до 20 км/ч ско­рость элек­тро­са­мо­ка­тов и гирос­ку­те­ров. Нарушителей ПДД соби­ра­ют­ся штра­фо­вать, а опре­де­лять ско­рост­ные огра­ни­че­ния хотят по ширине тро­туа­ра. Также про­ект новых изме­не­ний в ПДД, создан­ный Минтрансом и МВД, вклю­ча­ет в себя и новые дорож­ные зна­ки, кото­ры­ми будет регу­ли­ро­вать­ся дви­же­ние дан­ных видов транспорта.

Также Минтранс пред­ла­га­ет раз­ре­шить элек­тро­са­мо­ка­там, гирос­ку­те­рам и моно­ко­ле­сам пере­ме­щать­ся по пеше­ход­ным зонам и поз­во­лить вла­дель­цам пере­се­кать доро­гу по пеше­ход­ным пере­хо­дам. При этом в ГИБДД обра­ща­ют вни­ма­ние, что курье­ры, достав­ля­ю­щие това­ры на вело­си­пе­дах и само­ка­тах, все чаще ста­но­вят­ся участ­ни­ка­ми ДТП и созда­ют на доро­гах опас­ные ситуации.

О вер­ных и невер­ных спо­со­бах обес­пе­че­ния без­опас­но­сти пеше­хо­дов рас­суж­да­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

В ряде евро­пей­ских стран так же зву­чат циф­ры 20–25 км/ч, когда речь захо­дит об огра­ни­че­нии ско­ро­сти элек­тро­са­мо­ка­тов. Например, в Германии пре­дель­ная ско­рость в чер­те горо­да для элек­тро­са­мо­ка­тов – 20 км/ч, а во Франции – 25 км/ч. Но в той же Франции ездить по тро­туа­рам запре­ще­но, мож­но толь­ко спе­шить­ся и вести элек­три­че­ское транс­порт­ное сред­ство рядом.

В Минтрансе же реши­ли пой­ти иным путем – раз­ре­шить и про­пи­сать в ПДД пере­дви­же­ние на элек­тро­са­мо­ка­тах в пеше­ход­ных зонах. Такое пред­ло­же­ние про­сто непри­ем­ле­мо. В слу­чае наез­да элек­тро­са­мо­ка­та на пеше­хо­да, это будет инци­дент пеше­хо­да с пеше­хо­дом, но прак­ти­ка, к сожа­ле­нию, пока­зы­ва­ет, что постра­дав­шие при таких инци­ден­тах полу­ча­ют тяже­лые трав­мы. При таком поло­же­нии дел у постра­дав­ше­го прак­ти­че­ски нет шан­сов даже дове­сти дело до суда.

МВД пояс­ня­ет, что одним из фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих ско­рост­ные огра­ни­че­ния, будет шири­на тро­туа­ра. А как это помо­жет? Владелец само­ка­та может нае­хать на пеше­хо­да на любом тро­туа­ре, а если даже ско­рость, при­вя­зан­ная к ширине тро­туа­ра, будет соблю­дать­ся, риск полу­че­ния травм участ­ни­ка­ми инци­ден­та оста­ет­ся высоким.

Конечно, был слу­чай в Казани, когда муж­чи­ну лиши­ли води­тель­ских прав за управ­ле­ние элек­тро­са­мо­ка­том в нетрез­вом виде. Тогда суд при­ров­нял элек­тро­са­мо­кат мощ­но­стью в 600 ватт к мопе­ду. Да и ГИБДД уже дава­ло разъ­яс­не­ние, что если мощ­ность само­ка­та боль­ше 250 ватт, то он при­рав­ни­ва­ет­ся к мопе­ду. Но тяже­лые трав­мы могут нане­сти устрой­ства и мень­шей мощ­но­сти, но сей­час их пыта­ют­ся встро­ить в пеше­ход­ную среду.

Также вызы­ва­ет недо­уме­ние вве­де­ние дорож­ных зна­ков, регу­ли­ру­ю­щих дви­же­ние само­ка­тов. Если эти зна­ки будут пока­зы­вать раз­ре­шен­ную мак­си­маль­ную ско­рость, кото­рая, в свою оче­редь, будет вычис­лять­ся отно­си­тель­но шири­ны тро­туа­ра, то уже мож­но пред­ста­вить пеше­ход­ные зоны, усы­пан­ные зна­ка­ми, так как шири­на пеше­ход­ной зоны часто меня­ет­ся от квар­та­ла к кварталу.

Сами вла­дель­цы элек­тро­са­мо­ка­тов сей­час экс­плу­а­ти­ру­ют эти сред­ства пере­дви­же­ния с пони­жен­ной ответ­ствен­но­стью: если вла­де­лец само­ка­та ведет себя непра­виль­но на про­ез­жей части и его сби­ва­ет авто­мо­биль, то он явля­ет­ся по сути пеше­хо­дом и вино­ват будет авто­мо­би­лист. Если пере­дви­га­ю­щий­ся на элек­тро­са­мо­ка­те сби­ва­ет пеше­хо­да на тро­туа­ре, то, по сути, это наезд пеше­хо­да на пеше­хо­да. И пред­ло­же­ние Минтранса огра­ни­чить ско­рость элек­тро­са­мо­ка­та на тро­туа­ре в про­фи­лак­ти­ке таких инци­ден­тов никак не поможет.

Да и не совсем понят­но, как за соблю­де­ни­ем этих пра­вил пред­по­ла­га­ет­ся сле­дить? Измерять ско­рость на тро­туа­рах прак­ти­че­ски невоз­мож­но, а бега­ю­щих за элек­тро­са­мо­ка­том поли­цей­ских пред­ста­вить слож­но. У авто­ров пред­ло­же­ния в каче­стве вари­ан­та оста­ют­ся еще видео­ка­ме­ры, но не ста­вить же их на тро­туа­рах, да и на само­ка­тах нет номер­ных знаков.

Реальное реше­ние этой про­бле­мы ради без­опас­но­сти как пеше­хо­дов, так и самих вла­дель­цев само­ка­тов тре­бу­ет ком­плекс­но­го под­хо­да и боль­ших сил, а не про­сто вве­де­ния ско­рост­но­го режи­ма на тро­туа­ре, что само по себе зву­чит неве­ро­ят­но. Тротуар – это место пере­дви­же­ния пеше­хо­дов, и быст­рее ско­ро­сти чело­ве­че­ской ходь­бы там по сути ниче­го пере­дви­гать­ся и не долж­но. Пытаться втис­нуть туда элек­тро­са­мо­ка­ты со ско­ро­стью 20 км/ч (в срав­не­нии со ско­ро­стью пеше­хо­да 6 км/ч) – все рав­но что поз­во­лить гоноч­но­му авто­мо­би­лю пере­дви­гать­ся на ско­ро­сти в 300 км/ч по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния. Необходимы нор­маль­ная транс­порт­ная инфра­струк­ту­ра для дан­но­го вида транс­порт­ных средств, вве­де­ние без­услов­ной ответ­ствен­но­сти перед постра­дав­ши­ми пеше­хо­да­ми, при­ви­ва­ние куль­ту­ры вожде­ния и ува­же­ния к дру­гим участ­ни­кам дорож­но­го дви­же­ния еще со сред­ней школы.

Поделиться