COVID-запреты и сопротивление им

Бары и кафе в Петербурге про­те­сту­ют про­тив реше­ния вла­стей пол­но­стью закрыть все заве­де­ния обще­пи­та в пер­вые дни ново­год­них празд­ни­ков. Более 40 из них пла­ни­ру­ют при­ни­мать посе­ти­те­лей в эти даты и обе­ща­ют, что к ним при­со­еди­нят­ся до 200 заведений. 

Список «бун­та­рей», пла­ни­ру­ю­щих рабо­тать в штат­ном режи­ме, появил­ся на стра­ни­це с назва­ни­ем «Карта сопро­тив­ле­ния». Выбора у орга­ни­за­ций осо­бо нет: ресто­ра­то­ры пола­га­ют, если соблю­дать поста­нов­ле­ние петер­бург­ско­го губер­на­то­ра, закрыть­ся при­дет­ся не на празд­ни­ки, а насовсем.

На дан­ный момент, соглас­но рас­по­ря­же­нию город­ских вла­стей, с 25 декаб­ря по 29 декаб­ря и с 4 янва­ря по 10 янва­ря пред­при­я­тия обще­ствен­но­го пита­ния раз­ре­ше­но рабо­тать толь­ко с 6:00 до 19:00, а с 30 декаб­ря по 3 янва­ря их закры­ва­ют полностью.

Идея созда­ния «Карты сопро­тив­ле­ния» при­над­ле­жит пред­при­ни­ма­те­лю Алексею Коновалову. Он рас­счи­ты­ва­ет, что к орга­ни­за­ци­ям при­слу­ша­ют­ся, если они будут рабо­тать откры­то, а санк­ции Роспотребнадзора, по его мне­нию, апри­о­ри ока­жут­ся не таки­ми тяже­лы­ми, как невоз­мож­ность вер­нуть день­ги заказ­чи­кам бан­ке­тов, день­ги за кото­рые дав­но были потра­че­ны на зар­пла­ты сотруд­ни­кам и на аренду.

Получится ли вос­ста­но­вить отрасль обще­ствен­но­го пита­ния после таких суро­вых мер без­опас­но­сти? В пресс-службе адми­ни­стра­ции Санкт-Петербурга пола­га­ют, что про­дол­же­ние рабо­ты кафе и ресто­ра­нов несет угро­зу посе­ти­те­лям и их сотруд­ни­кам, поэто­му откры­вать­ся они могут толь­ко на достав­ку. Нарушителям уже обе­ща­ют санк­ции «в пра­во­вом поле»: «все, что преду­смот­ре­но меха­низ­мом кон­тро­ля и реагирования».

Член ВКС Партии Борис Чигидин – о ситу­а­ции в Петербурге и не только:

Контекстов, учесть кото­рые необ­хо­ди­мо для пони­ма­ния про­ис­хо­дя­ще­го, очень много.

Раз: по состо­я­нию на вче­ра по коли­че­ству выяв­ля­е­мых за сут­ки зара­жен­ных Россия под­ня­лась на тре­тье место в мире, выше Бразилии и Индии. Месяц-полтора назад в этой ста­ти­сти­ке мы были даже не в пер­вом десят­ке. Но опе­ре­жав­шие нас (иные – и во мно­гие разы) евро­пей­ские стра­ны отре­а­ги­ро­ва­ли на чудо­вищ­ную осен­нюю вспыш­ку забо­ле­ва­е­мо­сти крайне жест­ки­ми огра­ни­чи­тель­ны­ми мера­ми – намно­го более жест­ки­ми, чем наши теку­щие. Результат: прак­ти­че­ски повсе­мест­но вол­на сби­та в несколь­ко раз – с пони­ма­ни­ем, одна­ко, что сби­та до тех пор, пока теку­щие огра­ни­чи­тель­ные режи­мы оста­ют­ся в силе – и что они име­ют вполне ося­за­е­мую цену в про­цен­тах ВВП.

Два: даже если ори­ен­ти­ро­вать­ся на офи­ци­аль­ную (не вну­ша­ю­щую боль­шо­го дове­рия, пото­му что циф­ры забо­ле­ва­е­мо­сти с точ­но­стью до сот­ни кото­рую неде­лю ста­биль­ны, как гвоз­дя­ми при­би­тые) ста­ти­сти­ку забо­ле­ва­е­мо­сти в Санкт-Петербурге, эпи­де­мио­ло­ги­че­скую обста­нов­ку в горо­де не назвать ина­че как чрез­вы­чай­но напря­жен­ной. Вчерашние сло­ва Беглова, что город в шаге от пол­но­го лок­дау­на, харак­те­ри­зу­ют эту обста­нов­ку исчерпывающе.

Три: ожи­дать новых мас­штаб­ных мер гос­под­держ­ки эко­но­ми­ки в целом и сек­то­ра услуг в част­но­сти в стране сей­час не при­хо­дит­ся. Уже оче­вид­но, что «коро­на­кри­зис» не при­знан пово­дом для рас­хо­до­ва­ния суще­ству­ю­щих нема­лых резер­вов (что мож­но понять с уче­том высо­кой веро­ят­но­сти глу­бо­чай­ше­го систем­но­го гло­баль­но­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са в бли­жай­шие годы), а даль­ней­шее нара­щи­ва­ние дол­га име­ет свои пре­де­лы. Поэтому пер­спек­ти­вы того же питер­ско­го ресто­ран­но­го биз­не­са тако­вы: или выпол­нить тре­бо­ва­ния город­ских вла­стей, что­бы с боль­шой веро­ят­но­стью закрыть­ся навсе­гда, или про­дол­жать рабо­ту, при­ни­мая на себя все рис­ки адми­ни­стра­тив­ных послед­ствий, или наде­ять­ся полу­чить госу­дар­ствен­ную помощь, кото­рая хотя бы отча­сти воз­ме­стит ново­год­ние поте­ри. И послед­ний мотив у обсуж­да­е­мо­го демар­ша может быть вполне рабо­чим – всту­пить в диа­лог с ресто­ра­то­ра­ми на этой поч­ве вла­стям точ­но сто­и­ло бы.

И четы­ре: сто­ит спу­стить­ся в мет­ро, что­бы убе­дить­ся по поло­же­нию масок у 7–8 пас­са­жи­ров из 10 – гос­под­ству­ю­щей эмо­ци­ей по отно­ше­нию к эпи­де­мии у весо­мой части насе­ле­ния дав­но стал фата­лизм. Не берусь это оце­ни­вать в тер­ми­нах «хорошо/плохо», но эту (уже едва ли изме­ни­мую) дан­ность нель­зя не учи­ты­вать при любой оцен­ке оте­че­ствен­ных эпи­де­мио­ло­ги­че­ских пер­спек­тив – попыт­ки закру­тить гай­ки с высо­кой веро­ят­но­стью сей­час при­ве­ли бы к тем самым мас­со­вым про­те­стам, кото­ры­ми сопро­вож­да­лись осен­ние лок­дау­ны едва ли не во всех евро­пей­ских странах.

Вывод? Хороших реше­ний дав­но нет ни у кого. Платить цену так или ина­че при­хо­дит­ся всем – одним допол­ни­тель­ны­ми про­цен­та­ми паде­ния эко­но­ми­ки, дру­гим допол­ни­тель­ны­ми жиз­ня­ми. Каждая стра­на и каж­дое домо­хо­зяй­ство реша­ет эти вопро­сы для себя само­сто­я­тель­но – и поже­лать здесь мож­но раз­ве что выстра­и­вать эту поли­ти­ку так, что­бы цена по край­ней мере не ока­за­лась двойной.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.