Избыточная смертность: баланс между интересами медицины и экономики

По ито­гам января-октября 2020 года уро­вень смерт­но­сти в России стал мак­си­маль­ным за 10 лет, сооб­ща­ет­ся в дан­ных Росстата. Расчеты про­из­ве­де­ны из соот­но­ше­ния коли­че­ства умер­ших на 10 тысяч живу­щих, дан­ные бра­лись за соот­вет­ству­ю­щие пери­о­ды 2011–2020 гг. В кон­це года вла­сти про­гно­зи­ру­ют даль­ней­ший рост смерт­но­сти, тра­ди­ци­он­ный для зимы.

В про­шлом году смерт­ность в России в резуль­та­те мер по улуч­ше­нию демо­гра­фи­че­ской ситу­а­ции ста­ла на 13,7% ниже, чем за тот же пери­од 2010 года, но уже в 2020 этот пока­за­тель вырос более чем на 10% к 2019 году и стал мак­си­маль­ным за десять лет. В про­шлый раз смерт­ность в России вырос­ла на фоне ано­маль­но жар­ко­го лета 2010 года.

Когда гово­рят об избы­точ­ной смерт­но­сти, то име­ют в виду допол­ни­тель­ные смер­ти, свя­зан­ные с эффек­та­ми пан­де­мии. Так вот, за меся­цы пан­де­мии (апрель-октябрь 2020), по дан­ным гос­ста­ти­сти­ки, умер­ли 1,2 млн чело­век. За ана­ло­гич­ный пери­од преды­ду­щих пяти лет сред­нее зна­че­ние смерт­но­сти состав­ля­ло 1,06 млн чело­век. Следовательно, избы­точ­ная смерт­ность во вре­мя пан­де­мии 2020 года — 140,2 тыс. человек.

Согласно под­сче­там РБК, чис­ло людей, умер­ших с COVID-19 (в каче­стве основ­ной либо допол­ни­тель­ной при­чи­ны), состав­ля­ет 6,5% от обще­го коли­че­ства умер­ших в стране, либо 56% от чис­ла избы­точ­ных смер­тей. Смерти при­мер­но 62 тыс. рос­си­ян за ука­зан­ный пери­од не объ­яс­ня­ют­ся офи­ци­аль­ной смерт­но­стью от коро­на­ви­ру­са. Они могут быть обу­слов­ле­ны как недо­уче­том смер­тей от COVID-19, так и ростом нагруз­ки на систе­му здра­во­охра­не­ния, недо­ступ­но­стью мед­по­мо­щи по дру­гим забо­ле­ва­ни­ям, не свя­зан­ным с коро­на­ви­ру­сом, либо даже пси­хо­ло­ги­че­ской реак­ци­ей на пандемию.

С апре­ля 2020 года Росстат пере­стал пуб­ли­ко­вать еже­ме­сяч­ную ста­ти­сти­ку по чис­лу умер­ших по основ­ным клас­сам при­чин смер­ти, поэто­му пока что невоз­мож­но про­ана­ли­зи­ро­вать, смерт­ность от каких забо­ле­ва­ний, кро­ме коро­на­ви­ру­са, вырос­ла на фоне пан­де­мии. Информацию обе­ща­ют рас­крыть по ито­гам 2020 года.

Данные ста­ти­сти­ки ком­мен­ти­ру­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Борис Чигидин:

Текущая цена 2020 года для России: там, где рань­ше уми­ра­ли 10 чело­век, уми­ра­ют 11.

Это совсем немно­го, если вспом­нить худ­шие ожи­да­ния февраля-марта, что пан­де­мия забе­рет 3–4% от всех забо­лев­ших (а вспом­нить их сто­ит хотя бы пото­му, что весен­ние лок­дау­ны по все­му миру были осно­ва­ны не в послед­нюю оче­редь имен­но на этих ожи­да­ни­ях). Это очень мно­го по мер­кам мир­но­го вре­ме­ни: в послед­ний раз такой всплеск смерт­но­сти, неуклон­ное паде­ние кото­рой год от года дав­но ста­ло при­выч­ным, поро­ди­ла апо­ка­лип­ти­че­ская жара лета 2010 года.

Обоснованно судить о том, какую кон­крет­но долю избы­точ­ной смерт­но­сти сле­ду­ет отне­сти на счет непо­сред­ствен­но коро­на­ви­ру­са, а какая явля­ет­ся след­стви­ем из мер по его пре­одо­ле­нию, сей­час невоз­мож­но. В этом смыс­ле будет крайне важен анон­си­ро­ван­ный Росстатом ана­лиз струк­ту­ры при­чин смерт­но­сти по ито­гам кален­дар­но­го года. Этот ана­лиз (и не в мень­шей мере воз­раст­ная струк­ту­ра избы­точ­ной смерт­но­сти) может ока­зать­ся источ­ни­ком крайне цен­ных уро­ков на слу­чай вполне воз­мож­ных в буду­щем новых эпи­де­ми­че­ских тревог.

Ну а пря­мо сей­час, пока эффект от мас­со­вой вак­ци­на­ции еще не появил­ся на про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских рада­рах, каж­дая стра­на про­дол­жа­ет искать соб­ствен­ный ответ на тяже­лей­ший вопрос, как имен­но дол­жен выгля­деть баланс меж­ду зло­бо­днев­ны­ми инте­ре­са­ми меди­ци­ны и несколь­ко более отло­жен­ны­ми инте­ре­са­ми эко­но­ми­ки. Глядя на то, как сви­ре­по Европа запи­ра­ет­ся на все зам­ки пря­мо сей­час (и оце­ни­вая послед­ствия тако­го реше­ния в про­цен­тах ВВП и объ­е­мах новых дол­гов), мож­но наде­ять­ся, что этот раунд нам удаст­ся прой­ти с замет­но мень­ши­ми сово­куп­ны­ми отно­си­тель­ны­ми поте­ря­ми как в людях, так и в руб­лях – хотя сами по себе эти поте­ри, и во вполне серьез­ном мас­шта­бе, так или ина­че неизбежны.

И вот тут, кста­ти, крайне инте­ре­сен вопрос, как имен­но был бы уста­нов­лен упо­мя­ну­тый баланс в каж­дой отдель­но взя­той стране, если бы он уста­нав­ли­вал­ся исклю­чи­тель­но мето­да­ми пря­мой демо­кра­тии. Предрешать ответ на этот вопрос не берусь, но сам по себе он спо­со­бен дать инте­рес­ней­шую пищу для ума.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.