С января банки будут передавать в ФНС данные об электронных кошельках

Порядок пере­да­чи в ФНС инфор­ма­ции об откры­тии и закры­тии рос­си­я­на­ми элек­трон­ных кошель­ков, раз­ра­бо­тан­ный Центробанком, всту­пит в силу с 6 янва­ря. Данное тре­бо­ва­ние рас­про­стра­ня­ет­ся на пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные элек­трон­ные кошель­ки с пол­ной и упро­щен­ной иден­ти­фи­ка­ци­ей клиента.

В сле­ду­ю­щем году бан­ки нач­нут пода­вать в Федеральную нало­го­вую служ­бу инфор­ма­цию об откры­тии и закры­тии физи­че­ски­ми лица­ми элек­трон­ных кошель­ков в «ЮMoney», «QIWI Кошелек», WebMoney и дру­гих сер­ви­сах, а так­же дан­ные об изме­не­нии их рек­ви­зи­тов. С 6 янва­ря бан­ки смо­гут сооб­щать све­де­ния обо всех откры­тых и закры­тых после 1 апре­ля 2020 года элек­трон­ных кошель­ках. Порядок пере­да­чи дан­ной инфор­ма­ции был уста­нов­лен ука­за­ни­ем Банка России, раз­ра­бо­тан­ным в соот­вет­ствии со всту­пив­ши­ми в силу в апре­ле изме­не­ни­я­ми в Налоговый кодекс. На дан­ный момент в отсут­ствие тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний к пере­да­че дан­ных в нало­го­вые орга­ны бан­ки дан­ные о кошель­ках не передают.

Изначально элек­трон­ные кошель­ки откры­ва­ют­ся как ано­ним­ные, но затем мож­но прой­ти либо упро­щен­ную, либо пол­ную иден­ти­фи­ка­цию. Необходимость досту­па ФНС к инфор­ма­ции о вла­дель­цах кошель­ков обу­слов­ле­на тем, что элек­трон­ные кошель­ки ста­ли уже пол­но­цен­ным сред­ством осу­ществ­ле­ния пла­те­жей и часто выпол­ня­ют ту же функ­цию, что и обыч­ные бан­ков­ские сче­та. Поэтому для совер­шен­ство­ва­ния нало­го­во­го кон­тро­ля инфор­ма­ция о них и нужна.

Ситуацию с элек­трон­ны­ми кошель­ка­ми ком­мен­ти­ру­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Борис Чигидин:

Обязанность кре­дит­ных орга­ни­за­ций уве­дом­лять ФНС о раз­лич­ных собы­ти­ях с элек­трон­ны­ми кошель­ка­ми изна­чаль­но долж­на была всту­пить в силу 1 апре­ля 2020 года, одно­вре­мен­но с соот­вет­ству­ю­щи­ми изме­не­ни­я­ми в Налоговый кодекс. Однако про­ект под­за­кон­но­го акта ФНС, опи­сы­ва­ю­ще­го очень слож­ную тех­ни­ку инфор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ствия бан­ков и нало­го­ви­ков, был опуб­ли­ко­ван для обще­ствен­но­го обсуж­де­ния про­дол­жи­тель­но­стью 4 неде­ли лишь в сере­дине янва­ря. Поэтому его окон­ча­тель­ная редак­ция не мог­ла быть созда­на – и предъ­яв­ле­на рын­ку – ранее, чем за пол­то­ра меся­ца до даты Х.

Полтора меся­ца – это очень мало. Доработка (вклю­чая тести­ро­ва­ние и отлад­ку) программно-аппаратных ком­плек­сов на бан­ков­ской сто­роне с после­ду­ю­щей их инте­гра­ци­ей с нало­го­ви­ка­ми, по самым опти­ми­стич­ным при­кид­кам, зани­ма­ли до полу­го­да. Причем при усло­вии при­сво­е­ния зада­че мак­си­маль­но­го при­о­ри­те­та, то есть прак­ти­че­ски пол­но­го отка­за кре­дит­ных орга­ни­за­ций на этот срок от раз­ра­бот­ки ПО по любым иным направ­ле­ни­ям. Назревал тупик, до боли зна­ко­мый оте­че­ствен­но­му биз­не­су. Последний раз на той же самой поч­ве стра­ну трях­ну­ло совсем недав­но, когда систе­ма мар­ки­ров­ки каж­дой упа­ков­ки каж­до­го лекар­ства, запре­ща­ю­щая реа­ли­за­цию меди­ка­мен­тов без счи­ты­ва­ния и вне­се­ния в систе­му циф­ро­во­го кода, ока­за­лась не гото­вой к экс­плу­а­та­ции в уста­нов­лен­ный срок, что повлек­ло кол­лапс на фар­ма­цев­ти­че­ском рын­ке в самый раз­гар вто­рой вол­ны эпидемии.

Зимой биз­нес не ждал от вла­сти мно­го­го: обра­ще­ния в ФНС в основ­ном огра­ни­чи­ва­лись прось­бой воз­дер­жать­ся от при­ме­не­ния мер ответ­ствен­но­сти в свя­зи с невоз­мож­но­стью обес­пе­чить бес­пе­ре­бой­ность сда­чи новой отчет­но­сти в тече­ние это­го само­го полу­го­да. Свеженазначенный (на тот момент) гла­ва ФНС Д. Егоров, одна­ко, ока­зал­ся спо­соб­ным на мно­го боль­шее: он отсро­чил момент вступ­ле­ния в силу соот­вет­ству­ю­ще­го при­ка­за ФНС до 2021 года, сняв тем самым про­бле­му в корне.

Этот при­мер ФНС про­сто обя­зан послу­жить нау­кой мно­гим дру­гим феде­раль­ным орга­нам испол­ни­тель­ной вла­сти. И не про­сто нау­кой, а един­ствен­но воз­мож­ным образ­цом выхо­да из ана­ло­гич­ных про­блем­ных ситуаций.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.