Zoom приостанавливает продажи лицензий российским госучреждениям

IT-дирекция «Высшей шко­лы эко­но­ми­ки» сооб­щи­ла, что ком­па­ния Zoom Video Communications отка­за­ла в про­дле­нии услуг и огра­ни­чи­ла поль­зо­ва­ние сво­им про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем для рос­сий­ских ком­па­ний с госу­ча­сти­ем. В дирек­ции ВШЭ пола­га­ют, что про­бле­ма затро­нет в том чис­ле и дру­гие вузы, кото­рые не смо­гут боль­ше поль­зо­вать­ся кор­по­ра­тив­ной лицен­зи­ей в Zoom.

Представители НИУ ВШЭ про­ве­ли пере­го­во­ры с экс­клю­зив­ным пред­ста­ви­те­лем Zoom Video Communications в России – ООО «Райтконф», но в про­дле­нии дей­ствия услуг им отказали.

В дан­ный момент голов­ной офис ком­па­нии Zoom Video Communications в США про­во­дит про­вер­ку и смо­жет обна­ро­до­вать какие-либо выво­ды лишь после ее окончания.

О ситу­а­ции рас­суж­да­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Сергей Нестерович:

Сдается мне, что ком­па­ния Zoom Video Communications пыта­ет­ся сде­лать хоро­шую мину при пло­хой игре. Вряд ли у рос­сий­ских дис­три­бью­то­ров этой ком­па­нии есть тех­ни­че­ская воз­мож­ность, и, глав­ное, мотив устра­и­вать себе про­бле­мы с гос­за­каз­чи­ка­ми, отклю­чая ранее опла­чен­ные лицен­зии – а ведь имен­но это, судя по разъ­яс­не­ни­ям на сай­те ВШЭ, и произошло.

Zoom – это не пер­вая и, воз­мож­но, не послед­няя аме­ри­кан­ская ком­па­ния, кото­рая ока­зы­ва­ет­ся в такой ситу­а­ции и пред­при­ни­ма­ет рестрик­тив­ные по отно­ше­нию к рос­сий­ским потре­би­те­лям дей­ствия вне обя­за­тель­ных для нее санк­ций. Считаю, что это как раз тот слу­чай, когда рос­сий­ское госу­дар­ство про­сто обя­за­но сде­лать все, что­бы послед­ствия таких не пол­но­стью про­ду­ман­ных огра­ни­че­ний ока­за­лись для нечест­ных постав­щи­ков мак­си­маль­но болезненными.

Решение ком­па­нии не сотруд­ни­чать с рос­сий­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми так­же ком­мен­ти­ру­ет гене­раль­ный сек­ре­тарь Партии Олег Артамонов:

С одной сто­ро­ны, заяв­ле­ния всех при­част­ных к ново­сти крайне невнят­ны – то ли запре­тил, то ли нет, кто-то что-то уточ­ня­ет, никто ниче­го не пони­ма­ет. Это доста­точ­но типо­вая исто­рия для запад­ных ком­па­ний, рабо­та­ю­щих в России: менедж­мент, кото­ро­му ино­гда лень раз­би­рать­ся в дета­лях (да, такое даже в круп­ных кор­по­ра­ция быва­ет регу­ляр­но!), рубит с плеча.

Например, зани­ма­ю­щи­е­ся элек­тро­ни­кой пом­нят недав­нюю мно­го­ме­сяч­ную исто­рию с запре­том на про­да­жу ком­по­нен­тов Texas Instruments, даже самых невин­ных шир­по­треб­ных опе­ра­ци­он­ных уси­ли­те­лей по два­дцать руб­лей шту­ка, в роз­ни­цу физ­ли­цам. Юрлицам – мож­но, после под­пи­са­ния шаб­лон­ной бумаж­ки «обя­зу­юсь не исполь­зо­вать в воен­ной отрас­ли», физ­ли­цам – нет, ком­по­нен­ты про­сто про­па­ли из мага­зи­нов. Потом – так же вне­зап­но вернулись.

Что это было и чем было обу­слов­ле­но такое реше­ние – никто не понял, ни один дру­гой постав­щик, вклю­чая ком­па­нии из США, так не делал.

Поэтому – с одной сто­ро­ны, сто­ит подо­ждать, пока кто-нибудь из участ­ни­ков сфор­ми­ру­ет внят­ную офи­ци­аль­ную позицию.

С дру­гой – даже если сей­час всё раз­ре­шит­ся бла­го­по­луч­но, необ­хо­ди­мо пом­нить: в совре­мен­ную инфор­ма­ци­он­ную эпо­ху баналь­ное отклю­че­ние целой стра­ны от того или ино­го сер­ви­са может быть осу­ществ­ле­но с небы­ва­лой лёг­ко­стью, как тех­ни­че­ски, так и юри­ди­че­ски («част­ная ком­па­ния име­ет пра­во»), и к это­му тоже надо быть гото­вым. Готовым на деле, а не на уровне осво­е­ния бюд­же­тов на раз­ра­бот­ку оче­ред­но­го «импор­то­за­ме­ща­ю­ще­го ана­ло­га» в пред­по­ло­же­нии, что он нико­гда не понадобится.

Увы. Понадобится.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.