Зачем нужна прямая демократия?
Демократия как способ управления государством в привычном нам виде впервые зародилась в древних Афинах и других древнегреческих городах-государствах. Их население – а точнее, число свободных людей, имевших право голоса – редко превышало 10 тысяч человек, поэтому значительная часть вопросов решалась общим собранием, проводившимся каждые несколько недель.
По мере развития государств, однако, возникла проблема – территории стали настолько большими, а средства путешествия и связи остались настолько медленными, что ни о каких общих собраниях граждан речи уже быть не могло. На долгое время демократия отступила перед более эффективной в такой ситуации монархической формой правления, а позже вернулась, но уже в новом качестве – представительской демократии. Теперь уже жители каждого региона, входящего в государство, выбирали своих представителей — депутатов, парламентариев – которые уже собирались для совместного решения общегосударственных вопросов.
В разных странах представительская демократия развивалась по-разному: например, США с её гигантскими по меркам мира XIX века размерами и плохой связностью породили многоуровневую систему, в которой даже президент избирается не напрямую, а назначенными представителями. В Европе, а позже и в России, впрочем, закрепилась более простая одноуровневая система.
Законодатели на Марсе
К сожалению, представительская демократия породила и проблему – для многих людей во многих странах кресло в парламенте стало самоцелью, признаком успеха и власти, новой ступенькой в карьерной лестнице, но никак не местом ежедневной работы на благо своих избирателей. Даже выражение «слуга народа» приобрело едкий саркастический оттенок.
Очень часто, особенно при выборах в высший орган законодательной власти, Государственную Думу, для избирателя не оказывается никакой разницы, расположена Дума в Москве или на Марсе – в следующий раз своего депутата он с большой вероятностью увидит только через пять лет, на свежих предвыборных плакатах. Теряется контакт с избирателями, теряется сама суть представительской демократии – депутаты не представляют никого, кроме себя и руководства своего партии.
В свою очередь, это порождает и апатию со стороны граждан: с плакатов всё чаще смотрят малознакомые лица, избиратель всё чаще голосует по партийным спискам даже не глядя, кто их представляет в его городе. Или – не голосует вовсе.
Результат этого — система законодательной власти, которая работает чисто формально, «варясь в своём собственном соку», отрабатывая повестку руководителей политических партий и, в общем и целом, игнорируя мнение своих же избирателей.
Цифровая прозрачность
Демократия уже не раз претерпевала изменения — и было бы странно считать, что её сегодняшняя форма является конечной. Тем более – вот уже не первое десятилетие мы с вами живём в новом мире, мире глобальных цифровых коммуникаций, где связность даже самых больших территорий давно перестала быть проблемой, где в любой момент можно отправить сообщение практически любому человеку в мире, и через считанные секунды он его получит.
Это — повод пересмотреть наши с вами взгляды на работу власти, чиновников, депутатов. Прогресс дал им способ общаться с нами, избирателями, каждый день, спрашивать наше мнение по каждому вопросу, отчитывать перед нам о каждом своём решении, а нам – высказывать своё мнение о них не только раз в несколько лет.
Прямая демократия XXI века – это не отказ от выборов депутатов, не перевешивание решения всех вопросов напрямую на избирателя. Это было бы просто невозможно: мы живём в стране с почти 150-миллионным населением, при этом вопросы управления даже 50-тысячным городом уже настолько сложны и объёмны (посмотрите хотя бы на кипу документов по городскому бюджету), что абсолютное большинство граждан не будут и не смогут в них детально вникать. Представители необходимы – это профессионалы, в чьи обязанности входит вникание в детали каждой насущной проблемы. Однако они не должны работать сами по себе: точно так же, как прораб ремонтной бригады, отделывающей вашу квартиру, на каждом этапе спрашивает, всем ли вы довольны, так и депутат, разрабатывающий новые законы, должен на каждом этапе спрашивать, устраивают ли они вас.
Прямая демократия XXI века – это прозрачность, подотчётность, эффективность работы депутатов, чиновников, властей всех уровней, обеспечиваемая современными технологиями.
Нашей целью должны стать не попытки вслепую найти таких депутатов, которые, избравшись, не забудут, кому они обязаны своим креслом — а сделать так, чтобы у них не было шансов, не было возможности это забыть.
Это не теоретическая возможность — в первую очередь в Москве, а сейчас уже и во многих других городах деятельность чиновников алгоритмизируется через сервисы «Госуслуг» и локальные приложения. Вам больше не требуется ходить по кабинетам и добиваться результата: достаточно отправить электронную заявку, и далее система должна сама проконтролировать, что она будет отправлена в соответствующие ведомства, а те отреагируют в установленные сроки и правильным образом. Все ходы записываются, у чиновника больше не остаётся пространства для своеволия или бездействия.
Такая же система должна быть разработана и внедрена для депутатов всех уровней. Мы с вами не должны проводить часы на сайте Госдумы или Заксобрания в попытке выяснить, кто был депутатом от нашего района и что он делает последние два года. У нас должна быть возможность открыть «Госуслуги» и увидеть там новую закладку — «Ваши депутаты», открыв которую, мы увидим, действительно ли они работают так, как обещали нам, действительно ли выражают наше мнение.
У России отличная возможность реализовать такую систему: с точки зрения цифровизации взаимодействия граждан с государством мы уже в числе лидеров в мире. Да, не всё идёт гладко, до сих пор «Госуслуги» конкурируют с сервисом «кто последний в этот кабинет, я за вами буду» – но прогресс налицо: всё больше действий не требуют личного визита в органы власти, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) всё чаще заменяет сбор пачки справок в полудюжине ведомств, даже выборы переходят на электронную форму — и в дистанционных электронных голосованиях участвует больше избирателей, чем в Эстонии, всегда считавшейся лидером подобных технологий, проживает людей.
Есть и работающие примеры активного участия граждан в деятельности государства – например, система государственного управления в Швейцарии, представляющая собой отличный образец баланса между централизованными и прямодемократическими структурами.
Нет никаких объективных причин, почему мы не сможем сделать следующий шаг и в представительской демократии — к цифровой, прозрачной, эффективной системе.
Партия прямой демократии
Мы считаем:
- Карьера депутата – такой же последовательный путь, как и карьера врача, инженера или рабочего. Депутат должен начинать с малого, с избрания в своём регионе, чтобы делами показать – на что он способен.
- Депутат никогда не должен забывать, кем он избран. Депутат всегда, в любой момент, в любом своём решении подотчётен избирателям. Не может быть такой минуты, в которую депутат не был бы готов публично объяснить, почему он принял то или иное решение.
- Депутат должен помнить, что избиратель его выбрал — и избиратель может поменять свой выбор.
Мы обещаем:
- Каждый депутат, избранный от Партии прямой демократии, обязуется публично, на своём сайте рассказывать о принимаемых им решениях, вносимых законопроектах, мотивах при голосованиях, объясняя свои действия.
- Каждый депутат, избранный от Партии прямой демократии, обязуется публично, на своём сайте интересоваться мнением своих избирателей и учитывать его в своих решениях.
Мы будем добиваться:
- Полной прозрачности работы всех депутатов в законодательных органах всех уровней – в удобной для избирателя форме, не требующей многочасовых поисков на сайтах Госдумы или Заксобрания.
- Цифровизации и алгоритмизации действий чиновников и представителей власти. Чиновник должен исполнять возложенную на него функцию, а не демонстрировать свою власть над обращающимися к нему людьми. Лучший чиновник – это тот, с которым вам не приходится встречаться лично, чтобы решить повседневный вопрос.
- Принятия закона об отзыве депутатов. Депутат должен помнить, что избиратель должен видеть результаты его работы каждый день, а не в последние полгода перед очередными выборами.
- Расширения перечня выборных должностей среди чиновников и представителей власти. Мы считаем, что мировые судьи и другие должностные лица, чья работа не может быть сведена к выполнению простых функций, должны пользоваться безусловной поддержкой населения.
- Снижения барьеров на пути проведения референдумов, а также организации новой формы референдума — консультативного, позволяющего выяснить мнение избирателей по насущным вопросам и представить результат к рассмотрению соответствующим органом законодательной власти.
- Разделение бюджета муниципальных образований на две части: общую и распределяемую гражданами. Статьи расхода по второй части бюджета должны проходить утверждение на общем голосовании, более того, граждане должны получить возможность вносить в перечень статей свои предложения, напрямую, или через выбранного от их района муниципального депутата.