Правительство Москвы подтвердило рассылку рекламы проверявшим свои пропуска
Сегодня утром Правительство Москвы определило крайнего, кто будет отвечать на публикацию на Хабре (!) и в девять утра на ленте ТАСС появился комментарий руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексея Фурсина. Человеку со стороны подобная кандидатура может показаться странной, поскольку это не руководитель ДИТа и среди подведомственных организаций ничего, относящегося к теме, нет и в помине. Однако на сайте ФНС легко найти выписку из ЕГРЮЛ (по ИНН 9710075695), указывающую на то, что учредителем фонда «Московский инновационный кластер» является ДПИР. Ларчик просто открывался.
Теперь, собственно, перейдем к комментариям господина Фурсина.
«Согласие на обработку персональных данных, на которое соглашаются пользователи сервиса проверки цифровых пропусков на портале i.moscow, является типовым документом для всех пользователей IT-платформы Московского инновационного кластера. Хранение и обработка персональных данных пользователей портала i.moscow ведется в строгом соответствии с федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных», – сказал Фурсин.
Насчет типового документа заявление весьма смелое. На данный момент участниками кластера являются 3334 организации из самых разных отраслей, и вероятность того, что персональные данные пользователей в равном объеме нужны ИП Новиков Д.В. и ГК «Роскосмос», равна нулю. Любая организация, запрашивающая персональные данные, обязана действовать в строгом соответствии федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных», и в частности, в соответствии со статьей 5 пп. 4 и 5 данного закона. «4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. 5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».
Он пояснил, что данные, указанные при использовании сервиса на i.moscow, используются операторами (департаментом предпринимательства, департаментом информационных технологий и их подведомственными организациями) в процессах выдачи цифровых пропусков для работающих. В частности, при проверке достоверности сведений – работает ли человек в той организации, которую он указал при оформлении своего цифрового пропуска, или нет.
На этом этапе господин Фурсин переходит к прямой лжи. Согласие на обработку персональных данных запрашивается не в процессе выдачи пропусков, а при проверке их действительности. Следует также обратить внимание на то, что для проверки пропуска необходимо вводить не номер пропуска, а номер документа, удостоверяющего личность, что само по себе является обманными действиями. Достоверность сведений о работе того или иного человека Фонд «Московский инновационный кластер» не может проверить никак, поскольку передача работодателем подобной информации третьим лицам без согласия сотрудников является грубейшим нарушением статьи 86 ТК РФ.
Впрочем, вернемся к данным, используемым для выдачи цифровых пропусков. Перечислим еще раз те данные, которые запрашивает ДИТ и МИК, выделив то, что реально требуется для выдачи пропуска, в соответствии с п.4.1. Указа мэра Москвы от 21 мая 2020 № 60-УМ, т.е. позволяет однозначно идентифицировать владельца пропуска и цели, с которым пропуск получен.
- Фамилия, имя, отчество
- Дата рождения
- Адрес
- Профессия
- Место работы, адрес организации, иная информация о трудовой деятельности
- Должность в организации
- Данные документа, удостоверяющего личность
- Гражданство
- Образование
- Номера телефонов
- Адрес электронной почты
- Технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используются информационные системы и (или) сайт оператора (в том числе технические характеристики устройства (идентификатор устройства), IP-адрес, файлы «cookies», информация о браузере и др.)
Очевидно, что данные о профессии, гражданстве, образовании и т.д. абсолютно избыточны и никак не отвечают заявленной цели оформления пропуска, то есть их сбор является грубейшим нарушением ранее упомянутой статьи 5 пп. 4 и 5 152-ФЗ и Указа мэра Москвы № 60-УМ.
Десятилетний срок передачи данных также противоречит Указу № 60-УМ, а именно п. 6.7 «Цифровые пропуска, оформленные в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, со сроком действия до 11 мая 2020 г. продолжают действовать до 31 мая 2020 г. (включительно)».
«В части направления материалов информационного характера стоит отметить, что именно посредством смс и email-рассылки пользователям сервисов i.moscow приходит информация о статусе изменений в его цифровом пропуске, которая также подпадает под понятие «информации и социальной рекламы». Помимо этого, мы рассылаем справочные материалы по борьбе и профилактике распространения вируса, что также подпадает под федеральный закон о рекламе и ее распространении», – сообщил руководитель департамента.
Здесь, конечно, стоит на минуту замереть в немом восхищении: Правительство Москвы в лице г‑на Фурсина публично подтвердило, чтобы будет рассылать рекламу проверявшим свои пропуска. Правда, социальную. Но будет.
В данном пункте господин Фурсин, как ни странно, не соврал. Распространение социальной рекламы попадает под действие 38-ФЗ «О рекламе». Только вот загвоздка в том, что, согласно п. 1 статьи 18 данного закона, «Распространение рекламы по сетям электросвязи… допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Иными словами, согласие на получение рекламы должно быть дано пользователем отдельно от согласия на обработку персональных данных, в противном случае это является ничем иным, как обманными действиями.
Ну и на сладкое. Вчера мы упустили из виду самое интересное. Еще раз повторимся – для проверки действительности цифрового пропуска необходимо ввести номер документа, удостоверяющего личность и дать согласие на обработку персональных данных. При этом пункт 4 статьи 9 все того же 152-ФЗ гласит:
Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
- фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
- фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
- цель обработки персональных данных;
- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
- подпись субъекта персональных данных.
Из всего перечисленного в предлагаемом согласии наличествует информация, указанная в подпунктах 3, 4, 5, 7 и 8. Закон же явно указывает на необязательность предоставления информации, указанной в подпунктах 2 и 6. То есть без указания собственно персональных данных (подпункт 1) данный документ вообще юридически ничтожен. А пользователь, как мы помним, должен акцептовать данное согласие вообще без какой-либо аутентификации, просто введя некий номер некоего документа.
Ну и последнее – согласие на обработку персональных данных должно быть так и озаглавлено: «Согласие на обработку персональных данных», а не начинаться со слов «настоящим подтверждаю».
Так что предлагаем руководству ДИТ Москвы, ДПИР Москвы и МИК внимательно прочитать пункты 1 и 2 статьи 13.11 КоАП РФ, пункт 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Пока что.
Тимофей Шевяков
Член ВКС Партии прямой демократии