Новые ценники в магазинах
Союз потребителей России предлагает ввести во всех магазинах новые ценники – такие, где цену можно будет увидеть не только за упаковку, но и за единицу объема либо веса. Организация обратилась в Минпромторг и предлагает включить данное правило в проект правил розничной торговли, чтобы не вводить людей в заблуждение, продавая не литровые и килограммовые упаковки, а какие душе угодно.
СПРФ обращает внимание, что подобные двойные ценники широко применяются в европейской практике. У нас сейчас ритейлеры выбирают сами, указывать ли им стоимость единицы товара либо единицы веса.
Новые правила розничной торговли уже были сформированы Минпромторгом в рамках «регуляторной гильотины» и сейчас проходят общественные слушания.
Начиная с 2021 года, на замену действующим нормативным актам придут более современные, в которых, к примеру, предусматривается отмена устаревшего механизма – обязанности для продавца иметь книгу жалоб и отзывов.
Союз потребителей уверяет, что наличие «двойного ценника» поможет покупателю более эффективно сравнивать стоимость продуктов, напитков, бытовой химии и других товаров. Сейчас в упаковках разного веса и объема, сложно понять, какой из продуктов дешевле. Плюс есть вероятность, что у производителей исчезнет стимул уменьшать вес и объем упаковок, не снижая цену.
Имеющийся проект правил торговли предусматривает, что продавец обязан указать на ценнике стоимость товара по весу или за единицу товара. По мнению министерства, более детальный подход не является целесообразным, поскольку может привести к перегрузке ценника информацией, напечатанной мелким шрифтом.
В данный момент межведомственное согласование проекта правил розничной торговли еще продолжается.
Ситуацию с ценниками на товары комментирует член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Союз потребителей России, который, по определению, должен отстаивать права потребителей, выступает с крайне необдуманной инициативой. По словам ответственных за данное предложение, введение двойных ценников должно лишить производителей возможностей постепенно уменьшать вес или объем упаковок, не снижая при этом цену продукта. То есть Союз потребителей предлагает решить эту проблему силами самих потребителей. По их логике, граждане, вчитываясь в «двойные» ценники, перегруженные нанесенной мелким шрифтом информацией, будут вычислять неподходящие товары, и спрос на них будет падать, в следствие чего производителю ничего не останется, как перестать снижать объем упаковки. А не проще ли в данной ситуации вернуться к нормальным стандартам на ключевые товары и продукты?
Давайте обратимся к истории вопроса. Уменьшать упаковку производители начали еще после кризиса 2008 года. Данная мера со стороны производителей была якобы направлена на то, чтобы избежать резкого повышения цен. Производители, видимо, посчитали, что разница в 50 мл. для потребителя несущественна по сравнению с повышением цен. То есть еще тогда крайними все равно оказались наши граждане. Несомненно, в тот кризис резкое повышение цен на основные продукты было бы дополнительным стрессом для россиян, но данный вопрос еще тогда можно было решить другими методами (но это уже другая история). На деле же получилось с прежним «лозунгом» – капитализация прибыли, социализация убытков. Производители и торговые сети сохранили выручку путем уменьшения объемов продаваемых продуктов для населения за те же цены.
Теперь вернемся к самим ценникам. Думаю, нетрудно представить, какую статью расходов для крупных сетей представляют ценники. В случае одобрения подобной инициативы сети будут просто экономить, перегружая ценник информацией, уменьшая шрифт, применять сокращения слов. Иначе им придется увеличивать размер самих ценников, как и статью расходов на них.
Двойные ценники широко распространены в США, там указывается цена товара, а также цена за унцию. Союз потребителей почему-то в случае с молоком предлагает указывать как цену пол-литровой бутылки, стоящей на прилавке, так и стоимость 1 л, а не 100 мл. для более удобного сравнения. Многие супермаркеты в США используют хитрость с двойными ценниками, например предлагают купить 2 упаковки клубники за 6 долларов. Привычка выбирать товар по двойному ценнику в этом случае играет негативную роль, потребитель думает, что такая цена будет только при покупке именно двух упаковок, хотя на практике можно купить и одну.
Ценник – это не элемент фирменного стиля торговой сети, а инструмент информирования потребителя. Сейчас многие наши граждане, имеющие ограниченные возможности, связанные со зрением, сталкиваются с серьезными проблемами при чтении информации с ценников. В идеальном случае ценник должен быть жестко стандартизирован по следующим критериям:
- минимально допустимый шрифт;
- соблюдение контрастности цвета между текстом и фоном ценника;
- информация обязательная к нанесению;
- информация недопустимая к нанесению.Подобный единый стандарт для ценника вполне можно разработать с привлечением профильных специалистов и экспертов: врачей-офтальмологов, специалистов в области дизайна и др., и сделать его обязательным к использованию в торговых сетях, оставив возможность нанесения собственного логотипа бренда в специально отведенной для этого области.
Что касается самой проблемы снижения веса и объема упаковок продуктов, то если взять, к примеру, молоко, сейчас в магазине из десятка упаковок хорошо если получится найти одну литровую. Встречаются и 950 мл., и 830, и т. д. В этой сфере давно уже тоже напрашивается стандартизация и приведение упаковок ключевых и важных потребительских товаров, таких как хлеб, молоко, масло и др., к единому стандарту упаковки относительно веса и объема. В таком случае потребитель спокойно сможет выбирать продукт по цене и вкусу, не рискуя при этом быть обманутым. Но делать это нужно, исключив повышение цен на товары, чтобы вопрос ни в коем случае не стал снова решаться силами наших граждан.