Тезисы круглого стола на тему «Деперсонализация данных: конфликт интересов внутри одной головы»
27 июня состоялся круглый стол «Деперсонализация данных: конфликт интересов внутри одной головы», на котором обсуждался оборот персональных данных граждан и его перспективы. Поскольку сейчас государство принимает шаги к всё более широкому использованию персональных данных через закон об особых пилотных зонах, создание единой базы данных ФНС и прочие подобные действия, и одновременно же хочет взять на себя защиту персональных данных (ПД) на себя, закрепив это новыми поправками к Конституции, мы решили обсудить, в чём здесь могут заключаться угрозы и для граждан, и для государства в целом, и насколько ревностно стоит относиться к персональным данным.
Участники:
- Олег Артамонов, глава научно-технической экспертизы, член ВКС Партии прямой демократии
- Филипп Кулин, автор телеграм-канала Эшер-II и мониторинга блокировок Роскомнадзора
- Вячеслав Макаров, генеральный секретарь Партии прямой демократии
- Сергей Нестерович, заместитель главного редактора Агентства Политических Новостей
- Алексей Пилько, глава международного отдела, член ВКС Партии прямой демократии
- Борис Чигидин, глава юридической службы, член ВКС Партии прямой демократии
- Ведущий круглого стола – Тимофей Шевяков, пресс-секретарь, член ВКС Партии прямой демократии
Генеральный секретарь Партии прямой демократии Вячеслав Макаров говорит о том, что ПД позволяют делать персонализацию сервиса:
Люди отдают огромное количество сведений о себе, в первую очередь – для собственного удобства. Частный случай этого – накопление у государства персональных данных гражданина. И вот в какой-то момент госорганы хотят создать «учётку» с максимально доступным количеством данных о гражданине.
Чем больше данных там будет собрано, тем больше потенциально уполномоченных людей может иметь к ним доступ. Государственные базы данных утекали неоднократно, их до сих пор можно приобрести на Савеловском рынке. Так что, если базы данных с чувствительными сведениями появятся в публичном доступе, вероятность риска будет очень высока. Так компенсируют ли удобства работы для государства возможные риски? Об этом и поговорим.
С ним соглашается Тимофей Шевяков, упоминая, что утечка обычных персональных данных не настолько критична, как попадание в чужие руки биометрических ПД. Поскольку именно биометрические данные создают существенные риски, связанные с банковскими транзакциями, операциями с недвижимостью и прочими вещами.
Олег Артамонов обращает внимание сразу на ряд моментов:
Действия государства как основного защитника персональных данных можно назвать двойственными. Сейчас проходит голосование по поправкам в Конституцию. Одна из поправок – прописывание в явном виде того, что федеральный центр обязан заботиться о сохранности персональных данных россиян. Данные полномочия выводят из-под контроля региональных властей, и решения по ним будет обязан принимать федеральный центр. С одной стороны, государство говорит, что будет заботиться о персональных данных лучше и тщательнее. С другой стороны, мы видим странные тенденции: стремление к всё большему накоплению ПД и их обращению. Это и единая база данных ФНС, и пилотные зоны, которые планируется внедрять, и даже простое стремление собирать побольше данных крупными госстуктурами.
Многие чиновники не понимают принципы использования персональных данных. Помните, как, проверяя цифровой пропуск, вы давали разрешение ДИТ Москвы отправлять вам рекламу ближайшие десять лет? Это не злой умысел, это очевидное непонимание принципа обращения с персональными данными. Почему бы не сделать, если можем это сделать?
А что касается биометрии, здесь отдельный интересный вопрос. Небиометрические данные в случае их утечки – это тоже достаточно серьезная бомба. И для мошенников, и для спецслужб других государств.
Биометрические данные можно хранить в виде, в котором они не преобразуются обратно в «картинку» владельца. К примеру, отпечатки пальцах в распознающих системах хранятся не в виде изображения отпечатка, а в виде характерных параметров, по которым этот отпечаток определяется.
И тут возникает интересный технологический вопрос: что будет с биометрией, когда эти базы будут прорастать друг в друга и их нужно будет сопрягать? Например, я сдаю банку свое лицо на биометрию, оно будет храниться в системе в нечитаемом виде либо же в виде моей фотографии, которую можно будет засунуть в любую систему и обучить ее меня узнавать? Это специфический для биометрии вопрос. Он пока не обсуждается.
Борис Чигидин рассказывает об аспектах практики применения закона о персональных данных, а также о том, на какой орган законом возложена обязанность по защите персональных данных:
Закон о персональных данных вступил в силу в 2006 году. За первые лет пять действия закона он на моих рабочих радарах не появлялся, хотя там были и процедуры, и административная ответственность за несоблюдение требований. Закон существовал в своей плоскости, в то время, как общество, бизнес и граждане существовали в своей. Масштабные изменения закона были приняты в 2011 году, также добавились подзаконные правительственные акты, регулирующие технические аспекты его применения. Операторы персональных данных должны с этими требованиями считаться. Одновременно начали повышать ответственность за нарушение требований закона, а граждане начали ответственнее относиться к вопросу.
В проекте нового КоАП есть нюанс: предполагается ввести новый состав «необеспечение несоблюдение конфиденциальности персональных данных». По нему за утечку наказывается оператор персональных данных, штрафы будут до 500 тысяч рублей.
Существует теоретический механизм, позволяющий гражданину защитить свои нарушенные права, но терпения и настойчивости для этого нужно много, а результат не гарантирован. В статье 14 закона о персональных данных есть инструкция, как гражданину обратиться к оператору ПД и получить исчерпывающий отчет о целях и способах обработки данных этим оператором. За 10 лет моей работы в крупном розничном бизнесе с миллионами клиентов эту несложную процедуру удалось соблюсти ровно одному заявителю. Все остальные обращались в произвольной форме и протестовали против передачи их данных реплилоидам и мировому правительству.
Почему так легко завалить квест по защите своих ПД? Уполномоченный орган по надзору и защите в области ПД – это Роскомнадзор. Защита ПД для него не является главным направлением деятельности, поскольку он занимается надзором в сфере применения законодательства о СМИ, о связи, о защите несовершеннолетних в сети, блокировками сайтов, имеет полномочия лицензирующего органа. Защита и надзор в области ПД – последний пункт в списке полномочий Роскомнадзора, так что уделяют этому и времени, и сил немного. Роскомнадзор проводит плановые проверки и реагирует на обращения граждан, правда, довольно формально.
Если поделить штатную часть Роскомнадзора, которая занимается вопросом персональных данных, на весь объем данных и крупных операторов ПД, число получится бесконечно малое. Это заведомо ставит Роскомнадзор на путь рискоориентированного подхода. Тотального колпака, чтобы накрыть всех операторов ПД, нет и не предвидится, что следует принимать во внимание.
Филипп Кулин задается вопросом о том, хочет ли вообще Роскомнадзор заниматься защитой наших персональных данных:
Вопрос не в том, как главная это обязанность прописана или как неглавная, а в том, хотят в Роскомнадзоре это делать или нет. Большинство публичной деятельности РКН, конференции, встречи проходят под знаком ПД. Но на них в основном говорят о том, как они должны их защищать. А мы и быть внимательными.
Кроме того, есть центральный Роскомнадзор и его территориальные органы, которые сами по себе не заинтересованы в трансляции воли центрального органа.
Кстати, обратите внимание, исполнять 152-ФЗ не так уж и сложно, а защищать данные сложнее. КЯ не согласен с Борисом, 152-ФЗ поменялся, но все еще «никакой».
Мы все прекрасно знаем, что государство ведет себя как бабка у метро, которая продает сорванные на соседней клумбе цветы. Я подал сведения о себе государственному органу, чтобы оформить ИП. Орган еще не успел вписать меня в публичную базу, но мой телефон уже оказался в непубличной и мне начали названивать различные банки.
Проблема не в законе, не в надзоре, а в самом подходе. Ответственность где? Вот сейчас данные об ИП рассылаются куда угодно. Я пожалуюсь – кто-нибудь понесет ответственность? Кого-то уволят? Те, кто должен нас защищать, даже не шевелятся. Все наши теории бессмысленны, пока эта проблема не решена. В нашем случае государство вообще ни за что не отвечает.
Сергей Нестерович соглашается:
152 закон был принят в таком виде, что до сих пор не стал работоспособным. Был показательный процесс, когда один человек обратился в РЖД с просьбой изъять все его данные из системы. Юристы РЖД не знали, что сказать в суде, человек отозвал иск – практическая реализация закона нерешаема.
Если говорить о практике обработки ПД, в РФ с этим последнее время всё хорошо. Само по себе устройство государственных систем было сделано разумно, и вместо сосредоточения всех данных в одну базу был налажен процесс их обмена и актуализации. База в одной точке нереализуема и технически невозможна.
Само по себе появление единого реестра сомнительно и с правовой, и с технической точки зрения. Я до сих пор не увидел, зачем это нужно, кроме абстрактной идеи «а давайте соберем?» Изменение подхода государства и создание одной большой единой базы данных дает угрозу аналитического вычисления чувствительной информации, которая непременно утечет, поскольку утекают все базы, это только вопрос времени. Ну и для спецслужб это опасно, помните, как паспорта Петрова и Баширова были выданы подряд и различались лишь на одну цифру? Как бороться с этой напастью? Разделять базы по операторам, чтобы в каждой точке хранились только нужные там для административных процессов данные. Чтобы не было единой точки уязвимости.
Общая база – вредный дилетантизм, поскольку не добавляет разумного функционала.
На текущий момент у граждан РФ нет единого обязательного для граждан «конституционного номера». Есть множество людей без ИНН и люди с двумя, есть люди без СНИЛС, даже номер паспорта не «номер человека», поскольку он меняется каждый раз, как меняем паспорт. Так что злоумышленник не может получить всю информацию, кто где и как живет в стране. А появление общей базы приведет к возможности не только получить информацию, кто где работает и данные биографии, а также даст шанс искать социальные связи людей.
Недавно, между прочим, ФНС озвучила дичайшую идею. «А давайте вести базу данных по совместному бюджету семьи?» К этому сейчас готовится нормативная база. Государство лезет к гражданам в постель и вынуждает отчитываться.
В этом направлении идет и биометрия. Обработка данных без согласия граждан – это очень жестко. В дистанционной выдаче онлайн-кредитов система строже. Там требуют очного визита хотя бы однократно, обработка и хранение данных контролируется Центробанком.
Под шумок во время истерики с коронавирусом, Государственная Дума приняла закон о спецзоне для искусственного интеллекта в Москве. Московскому правительству нужны полномочия, чтобы использовать данные людей без их разрешения.
Имеющаяся система была с недостатками, но все же вменяемой. А последние законы (экспериментальная зона и искусственный интеллект) в текущем виде просто опасны для общества и государства.
Алексей Пилько затрагивает упомянутый Кулиным аспект, а также рассказывает о международных практиках в сфере защиты персональных данных:
Главным нелегальным распространителем ПД граждан у нас является государство и госструктуры. Передавая свою информацию, гражданин вправе рассчитывать, что дальше госструктур она не уйдет. А у нас это совсем не так. Здесь есть огромная коррупционная емкость. Госчиновники продают БД за деньги, это уголовное преступление. А если данные уйдут за рубеж, это еще и другой состав преступления. Надеюсь, работа по борьбе с этим скоро начнется.
Наиболее системно подошли к законодательству о защите персональных данных подошли в Евросоюзе. Это было вынесено в наднациональный уровень принятием General Data Protection Regulation – общего регламента по защите данных. Он всеохватен, поскольку регулирует действие различных организаций.
По данному регламенту, согласие на обработку п персональных данных должно быть дано пользователем в четкой письменной форме, бездействие согласием не считается, согласие должно быть зафиксировано явно. Пользователь имеет право в любой момент удалить любые собранные о нем ПД. Процедура сбора включает обезличивание, запрет на передачу третьим лицам, уведомление об утечках. Предусмотрены драконовские штрафы – до 20 млн евро. Данный документ вступил в силу в 2018 году, на мой взгляд, это наиболее системный закон по защите данных.
Интересная практика сложилась в США. На федеральном уровне охрана персональных данных регулируется только законодательством по отдельным отраслям. Специального федерального закона нет, но есть законы отдельных штатов, достаточно продвинутые приняты, например, в округе Колумбия и Калифорнии.
США и ЕС пытаются договориться об общей законодательной рамке. Но эта система так и не заработала.
Какое бы законодательство я хотел видеть в нашей стране? Я бы ориентировался на европейское. Такие параметры, как очень явное согласие на обработку данных, драконовские штрафы и даже уголовная ответственность за утечку я считаю разумными.
В современном цифровом обществе безопасность гражданина состоит из трех компонентов: физическая безопасность, безопасность его имущества и безопасность его личных данных. Использование персональных данных наших граждан против нашего государства я мог бы сравнить с ядерной угрозой.
Вячеслав Макаров поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении и поделился своим опытом внедрения европейского закона в работу:
Последовательное его внедрение – это сложно, но можно. Наверное, это то, с чем нам через какое-то время предстоит жить и устраивать себе похожую схему защиты персональных данных. Государство должно наконец понять, что это серьезно. Сейчас утечка ПД при регистрации ЮЛ связана с глубоким пофигизмом чиновников. Пока этот момент не изменится, будем иметь то, что имеем.