О борьбе с эпидемией и её последствиями
2 апреля в своём выступлении Президент России Владимир Владимирович Путин объявил следующий месяц – по 30 апреля включительно – нерабочим, а также делегировал введение и отмену конкретных противоэпидемиологических мер главам регионов при взаимодействии с центром через полпредов.
Одновременно с этим, вот уже несколько дней в регионах с переменным успехом идёт борьба с вирусом – и, к сожалению, она заключается не только в разумных и необходимых мерах по сдерживанию инфекции, но и в откровенном третировании собственных граждан: выставлению кордонов с вооружёнными сотрудниками полиции, угрозами бизнесу и гражданам, объявлениям и увещеваниям через громкоговорители системы ГОиЧС, и так далее. В некоторых регионах местные законодательные инициативы уже вызвали вопрос об их соответствии не только федеральным законам, но и Конституции РФ.
Всё это происходит в обстановке, когда, по данным опроса на сайте стопкоронавирус.рф, более 50 % россиян обеспокоены складывающейся ситуацией, а 20 % – каждый пятый – испытывают сильную тревогу.
Более того, более чем 30-дневная домашняя изоляция без привычного круга общения коллег и друзей, без смены обстановки, без развлечений вызовет ещё больший рост неврозов и потенциально – всплеск бытовых проблем и домашнего насилия, а также обострения ряда хронических заболеваний в отсутствие минимальной физической нагрузки. В свете этого меры, полностью ограничивающие перемещение людей по улицам, скверам и паркам, в том числе людей здоровых и не планирующих собираться группами, а просто вышедших на прогулку, могут привести к ещё большим негативным социальным последствиям.
В этой ситуации мы считаем себя обязанными призвать всех – и в первую очередь региональные власти – к сдержанности и тщательному обдумыванию каждого предпринимаемого шага, плотной и ежедневной работе со специалистами-эпидемиологами и мотивации конкретных решений их рекомендациями.
Власти должны бороться с эпидемией и её последствиями, а не с бизнесом и гражданами.
Особенное беспокойство вызывает воздействие проводимой политики на малый и средний бизнес. В условиях более чем 30-дневной приостановки деловой жизни, перетекающими в майские праздники и сезонное летнее снижение спроса, предприятия сферы обслуживания, непродовольственные несетевые магазины и многие другие организации можно уже сейчас признать будущими банкротами. Массовые задержки зарплаты неизбежны – никакими угрозами со стороны трудовой инспекции и прокуратуры невозможно заставить собственника выплатить зарплату своим сотрудникам, если у него попросту нет денег; в такой ситуации во многих компаниях сотрудникам будет попросту предложено написать заявления «по собственному желанию» и решать свои проблемы самостоятельно.
Более того, дальнейшее ужесточение мер по борьбе с коронавирусом при отсутствии их обоснования ударит по логистическим цепочкам и может привести к параличу жизненно важных отраслей и предприятий. Так, в сельскохозяйственных предприятиях уже начинается посевная кампания 2020 года – и при этом её ход обеспечивается не только самими сельхозпредприятиями, но и десятками малых и средних компаний, занимающихся поставками комплектующих, запчастей, ремонтом и обслуживанием техники, поставками расходных материалов и прочая, и прочая. Остановка работы, казалось бы, незначительных для экономики компаний размером 20–30 человек может в течение 2–3 недель привести к последовательной остановке целых производственных цепочек и цепной реакции, в результате которой без средств к существованию останутся и те компании, чья деятельность формально остановлена не была.
При принятии конкретных мер должно рассматривать не только их прямое, но и косвенное воздействие на всю цепочку хозяйственных взаимоотношений.
Необходимо выработать сбалансированные, обоснованные меры по противодействию коронавирусу, рецензированные профессиональными эпидемиологами.
С точки зрения распространения инфекции наибольшую опасность представляют места массового скопления людей: общественный транспорт, крупные офисы, особенно формата «опенспейс», государственные учреждения, торгово-развлекательные центры, предприятия общественного питания. Вместе с тем, небольшие организации, как правило, не становятся центрами заражения – поэтому их остановка, нанеся значительный ущерб экономике, мало поможет борьбе с вирусом.
Необходимо выработать чёткие количественные критерии, по которым приостанавливается работа тех или иных организаций, и принять обусловленные ими меры, такие как:
- приостановка всех культурно-массовых мероприятий, работы театров, кинотеатров, развлекательных центров, спортивных центров и иных досуговых организаций;
- обязательный перевод на удалённую работу офисов формата «опенспейс» с числом сотрудников более 20 человек, а также с меньшим числом сотрудников при условии невозможности рассадки сотрудников на расстояние не менее 4 метров друг от друга, либо сокращение численности сотрудников до обеспечения возможности такой рассадки;
- приостановка деятельности организаций с числом сотрудников более 100 человек на одном объекте, а также с меньшим числом сотрудников при условии невозможности обеспечения расстояния между сотрудниками менее 4 метров, кроме организаций, чьё функционирование необходимо для обеспечения работы критичных городских и государственных систем;
- сокращение до минимально необходимой для обеспечения базовых функций численности сотрудников госорганов;
- приостановка оказания населению услуг в госорганах, кроме оказываемых дистанционно либо жизненно необходимых в период эпидемии.
Организации, не подпадающие под эти критерии, должны иметь возможность продолжать работу.
Одновременно необходимо возложить на руководство организаций обязанность:
- по контролю соблюдения минимально допустимого расстояния между сотрудниками в течение рабочего времени – 4 метра при постоянном нахождении сотрудников вблизи друг друга, например, на рабочих местах, 1,5 метра при кратковременном нахождении;
- по недопущению образования временных массовых скоплений сотрудников на проходных, местах для курения и других аналогичных местах – более 5 человек либо менее при невозможности выдерживать интервал между сотрудниками не менее 1,5 метра;
- по определению сотрудников, которые могут быть переведены на удалённую работу, и переводу этих сотрудников на удалённый либо частично удалённый режим работы в срок не более 3 рабочих дней;
- по обеспечению сотрудников средствами дезинфекции, медицинскими масками, свободным доступом к санитарно-гигиеническим средствам в срок не более 5 рабочих дней;
- по ежедневному контролю состояния здоровья сотрудников, включая замеры температуры тела перед допуском сотрудника к рабочему месту и при окончании рабочего дня.
Указанные меры должны быть введены письменными приказами руководства организаций, независимо от их размера и формы собственности, и донесены до всех сотрудников этих организаций.
Вместе с тем, на муниципальные власти должна быть возложена обязанность:
- по контролю за соблюдением организациями указанных мер;
- по составлению плана обеспечения организаций средствами дезинфекции, спиртовыми антисептиками, медицинскими масками в объёме, соответствующем численности сотрудников, остающихся на рабочих местах.
В связи с тем, что общественный транспорт, продовольственные магазины, лифты и подъезды жилых домов остаются вероятными местами передачи вируса, в том числе контактной передачи через загрязнённые поверхности (ручки дверей, кнопки лифтов и т.п.), муниципальным властям и руководителям соответствующих организаций необходимо:
- принять планы регулярной дезинфекции соответствующих объектов, с назначением ответственных за выполнение по каждому району и/или объекту;
- обеспечить установку диспенсеров с антисептиками для обработки рук в наиболее критичных местах – на остановках общественного транспорта, в вестибюлях метрополитена, на входе и выходе в крупные продовольственные магазины, при наличии такой возможности – на первых этажах многоквартирных жилых домов;
- обеспечить выдачу одноразовых медицинских масок в вестибюлях метрополитена, на входе в крупные продовольственные магазины, государственные учреждения;
- обеспечить наличие и применение бесконтактных средств измерения температуры тела посетителей;
- принимать меры по недопущению попадания выделенных на эти цели медицинских масок и дезинфицирующих средств в руки перекупщиков.
Согласно многочисленным исследованиям, именно контактный способ передачи вируса – наиболее распространённый. В его пресечении наиболее эффективна регулярная гигиеническая антисептическая обработка рук, а также ношение больными – в том числе бессимптомными больными, которых, по разным оценкам, среди заболевших КОВИД-19 от 30 до 80 % – медицинских масок, даже самые простые из которых, трёхслойные одноразовые, уменьшают выброс вирусных аэрозолей в выдохе больного в 3–5 раз.
Необходимо регулярное информирование населения с упором на распространение объективной информации, а не запугивание штрафами и другими карами.
Должны быть подготовлены и активно распространяться информационные материалы, содержащие объективную и своевременную информацию о противодействии вирусу. Материалы должны быть подготовлены с участием эпидемиологов, вирусологов и психологов – так, чтобы они воспринимались населением как руководство к действию, а не только как повод для нового невроза. На данный момент многие из распространяемых материалов по содержанию либо по форме провоцируют тревогу на грани невроза, фокусируясь на запретительных мерах и прямом запугивании граждан, либо содержат рекомендации, невыполнимые в реальных условиях.
Материалы должны быть подготовлены в формате рекомендаций и содержать информацию:
- о нежелательности выхода на улицу без необходимости, нежелательности в период эпидемии сбора гостей и компаний;
- об опасных и безопасных практиках поведения на улице в период эпидемии, например, безопасности прогулок с ребёнком, если при этом не посещаются детские игровые площадки и другие места потенциальной передачи инфекции и сохраняется минимальное безопасное расстояние до других людей, включая детей;
- о перечисленных выше мерах, которые должны предпринять владельцы организаций в отношении своих сотрудников;
- о перечисленных выше мерах, которые должны предпринять муниципальные власти;
- о важности и причинах ношения медицинских масок в общественных местах, в том числе людьми, не имеющими внешних признаков заболевания;
- о важности регулярной антисептической обработки рук – тщательного мытья с мылом, обработки спиртовыми антисептиками;
- о критериях выбора антисептиков и других дезинфицирующих средств;
- об интернет-сервисах, которые помогут провести время в самоизоляции, включая развлекательные, культурные и обучающие ресурсы;
- об интернет-сервисах доставки продовольствия, основных товаров, электронной бытовой техники;
- о телефонах экстренных служб, служб помощи пожилым людям, служб психологической поддержки, интернет-сервисах с актуальной информацией;
- о режиме работы и основных ограничениях в работе магазинов, почтовых отделений, банков, государственных организаций.
Подобные информационные материалы должны распространяться как посредством СМИ и муниципальных информационных служб, так и посредством расклейки информационных плакатов в подъездах жилых домов, на остановках общественного транспорта, раскладки листовок по почтовым ящикам.
Подчеркнём ещё раз, что важнейшей задачей таких материалов должно стать не запугивание населения, а его информирование, снижающее уровень тревожности в обществе и вместе с тем эффективное в борьбе с коронавирусной инфекцией. Запуганный гражданин ищет, как обойти установленные на каждом шагу запреты, информированный об объективных причинах этих запретов – ищет, как их соблюсти.
Более того, такие меры позволят не только успокоить граждан и повысить эффективность противоэпидемических мероприятий, но и снимут часть нагрузки со служб «скорой помощи» и участковых врачей, сейчас получающих огромное число ложных обращений от людей с минимальными симптомами обычного сезонного ОРВИ или вовсе без таковых.
Необходимо немедленно принять и озвучить меры по материальной поддержке малого и среднего бизнеса, а также непосредственно занятых в нём людей.
В ситуации, когда значительному числу предприятий грозит остановка деятельности, ни угрозами трудовой инспекции, ни обещаниями будущих налоговых послаблений не удастся решить главную и реальную проблему – проблему фактического отсутствия денег на выплату заработной платы. На данный момент озвучено лишь явно недостаточное решение о предоставлении рядом банков кредитов на выплату зарплаты в размере МРОТ, а также о компенсациях сотрудникам, вставшим на учёт на биржу труда, в размере всё того же МРОТ. Это приведёт к резкому падению доходов значительной части людей, реальные доходы которых сократятся в разы: ведь даже медианный доход в России, по данным Росстата, на 2019 год примерно втрое превышал МРОТ.
Руководители организаций, оставшихся без средств к существованию, фактически будут ставить сотрудников перед выбором: либо молча ждать возобновления деятельности и выплаты зарплаты, либо писать заявления «по собственному» и идти вставать на биржу труда.
Уже сейчас должны быть приняты и озвучены меры немедленной поддержки малого и среднего бизнеса в выплате зарплат сотрудникам, а также прямой поддержки людей, оставшихся без зарплат и иных доходов:
- дистанционно выдаваемые беспроцентные кредиты на выплату заработной платы в размере 60 % от среднего заработка сотрудника на 01.03.2020, но не менее размера регионального МРОТ;
- возможность заключения с сотрудниками соглашения об отпуске без выплаты заработной платы на срок до 3 месяцев или более, в течение которого государство напрямую перечисляет данному сотруднику 60 % от среднего заработка сотрудника на 01.03.2020, но не менее размера регионального МРОТ;
- кредитные каникулы на срок не менее трёх месяцев по всем видам кредитов и займов, выданных физическим лицам в срок до 01.04.2020, включая кредиты и займы, выданные микрофинансовыми организациями и ломбардами;
- ограничение максимальных процентных ставок по кредитам и займам, выдаваемым физическим лицам с настоящего момента и до окончания действия противоэпидемических мер, включая кредиты и займы, выдаваемые микрофинансовыми организациями и ломбардами.
Только слаженные, обоснованные, сбалансированные, согласованные с профессионалами и доведённые до каждого гражданина России меры помогут нам всем вместе побороть коронавирусную инфекцию и при этом не допустить лавинообразного обрушения экономики, потенциально способного нанести ущерб больший, чем сам вирус.
Будьте здоровы.
Использованные материалы
В Мосгорсуд подали первый иск к мэрии из-за указа о режиме изоляции
Фермеров не пускают в поля. Из-за пандемии в России начались сложности с посевной кампанией
Врач назвал безопасную дистанцию между людьми при пандемии COVID-19
Estimation of the asymptomatic ratio of novel coronavirus infections (COVID-19)
Covid-19: four fifths of cases are asymptomatic, China figures indicate
Цифра: медианная зарплата в России составила около 34,5 тысяч рублей в апреле 2019 года
Статистический анализ указал на эффективность мер по сдерживанию эпидемии в Китае
С уважением,
Высший координационный совет
Партии прямой демократии
www.digitaldem.ru