О борьбе с эпидемией и её последствиями

2 апре­ля в сво­ём выступ­ле­нии Президент России Владимир Владимирович Путин объ­явил сле­ду­ю­щий месяц – по 30 апре­ля вклю­чи­тель­но – нера­бо­чим, а так­же деле­ги­ро­вал вве­де­ние и отме­ну кон­крет­ных про­ти­во­эпи­де­мио­ло­ги­че­ских мер гла­вам реги­о­нов при вза­и­мо­дей­ствии с цен­тром через полпредов.

Одновременно с этим, вот уже несколь­ко дней в реги­о­нах с пере­мен­ным успе­хом идёт борь­ба с виру­сом – и, к сожа­ле­нию, она заклю­ча­ет­ся не толь­ко в разум­ных и необ­хо­ди­мых мерах по сдер­жи­ва­нию инфек­ции, но и в откро­вен­ном тре­ти­ро­ва­нии соб­ствен­ных граж­дан: выстав­ле­нию кор­до­нов с воору­жён­ны­ми сотруд­ни­ка­ми поли­ции, угро­за­ми биз­не­су и граж­да­нам, объ­яв­ле­ни­ям и уве­ще­ва­ни­ям через гром­ко­го­во­ри­те­ли систе­мы ГОиЧС, и так далее. В неко­то­рых реги­о­нах мест­ные зако­но­да­тель­ные ини­ци­а­ти­вы уже вызва­ли вопрос об их соот­вет­ствии не толь­ко феде­раль­ным зако­нам, но и Конституции РФ.

Всё это про­ис­хо­дит в обста­нов­ке, когда, по дан­ным опро­са на сай­те стопкоронавирус.рф, более 50 % рос­си­ян обес­по­ко­е­ны скла­ды­ва­ю­щей­ся ситу­а­ци­ей, а 20 % – каж­дый пятый – испы­ты­ва­ют силь­ную тревогу.

Более того, более чем 30-дневная домаш­няя изо­ля­ция без при­выч­но­го кру­га обще­ния кол­лег и дру­зей, без сме­ны обста­нов­ки, без раз­вле­че­ний вызо­вет ещё боль­ший рост нев­ро­зов и потен­ци­аль­но – всплеск быто­вых про­блем и домаш­не­го наси­лия, а так­же обостре­ния ряда хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний в отсут­ствие мини­маль­ной физи­че­ской нагруз­ки. В све­те это­го меры, пол­но­стью огра­ни­чи­ва­ю­щие пере­ме­ще­ние людей по ули­цам, скве­рам и пар­кам, в том чис­ле людей здо­ро­вых и не пла­ни­ру­ю­щих соби­рать­ся груп­па­ми, а про­сто вышед­ших на про­гул­ку, могут при­ве­сти к ещё боль­шим нега­тив­ным соци­аль­ным последствиям.

В этой ситу­а­ции мы счи­та­ем себя обя­зан­ны­ми при­звать всех – и в первую оче­редь реги­о­наль­ные вла­сти – к сдер­жан­но­сти и тща­тель­но­му обду­мы­ва­нию каж­до­го пред­при­ни­ма­е­мо­го шага, плот­ной и еже­днев­ной рабо­те со специалистами-эпидемиологами и моти­ва­ции кон­крет­ных реше­ний их рекомендациями.

Власти долж­ны бороть­ся с эпи­де­ми­ей и её послед­стви­я­ми, а не с биз­не­сом и гражданами.

Особенное бес­по­кой­ство вызы­ва­ет воз­дей­ствие про­во­ди­мой поли­ти­ки на малый и сред­ний биз­нес. В усло­ви­ях более чем 30-дневной при­оста­нов­ки дело­вой жиз­ни, пере­те­ка­ю­щи­ми в май­ские празд­ни­ки и сезон­ное лет­нее сни­же­ние спро­са, пред­при­я­тия сфе­ры обслу­жи­ва­ния, непро­до­воль­ствен­ные несе­те­вые мага­зи­ны и мно­гие дру­гие орга­ни­за­ции мож­но уже сей­час при­знать буду­щи­ми банк­ро­та­ми. Массовые задерж­ки зар­пла­ты неиз­беж­ны – ника­ки­ми угро­за­ми со сто­ро­ны тру­до­вой инспек­ции и про­ку­ра­ту­ры невоз­мож­но заста­вить соб­ствен­ни­ка выпла­тить зар­пла­ту сво­им сотруд­ни­кам, если у него попро­сту нет денег; в такой ситу­а­ции во мно­гих ком­па­ни­ях сотруд­ни­кам будет попро­сту пред­ло­же­но напи­сать заяв­ле­ния «по соб­ствен­но­му жела­нию» и решать свои про­бле­мы самостоятельно.

Более того, даль­ней­шее уже­сто­че­ние мер по борь­бе с коро­на­ви­ру­сом при отсут­ствии их обос­но­ва­ния уда­рит по логи­сти­че­ским цепоч­кам и может при­ве­сти к пара­ли­чу жиз­нен­но важ­ных отрас­лей и пред­при­я­тий. Так, в сель­ско­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­ти­ях уже начи­на­ет­ся посев­ная кам­па­ния 2020 года – и при этом её ход обес­пе­чи­ва­ет­ся не толь­ко сами­ми сель­хоз­пред­при­я­ти­я­ми, но и десят­ка­ми малых и сред­них ком­па­ний, зани­ма­ю­щих­ся постав­ка­ми ком­плек­ту­ю­щих, зап­ча­стей, ремон­том и обслу­жи­ва­ни­ем тех­ни­ки, постав­ка­ми рас­ход­ных мате­ри­а­лов и про­чая, и про­чая. Остановка рабо­ты, каза­лось бы, незна­чи­тель­ных для эко­но­ми­ки ком­па­ний раз­ме­ром 20–30 чело­век может в тече­ние 2–3 недель при­ве­сти к после­до­ва­тель­ной оста­нов­ке целых про­из­вод­ствен­ных цепо­чек и цеп­ной реак­ции, в резуль­та­те кото­рой без средств к суще­ство­ва­нию оста­нут­ся и те ком­па­нии, чья дея­тель­ность фор­маль­но оста­нов­ле­на не была.

При при­ня­тии кон­крет­ных мер долж­но рас­смат­ри­вать не толь­ко их пря­мое, но и кос­вен­ное воз­дей­ствие на всю цепоч­ку хозяй­ствен­ных взаимоотношений.

Необходимо выра­бо­тать сба­лан­си­ро­ван­ные, обос­но­ван­ные меры по про­ти­во­дей­ствию коро­на­ви­ру­су, рецен­зи­ро­ван­ные про­фес­си­о­наль­ны­ми эпидемиологами.

С точ­ки зре­ния рас­про­стра­не­ния инфек­ции наи­боль­шую опас­ность пред­став­ля­ют места мас­со­во­го скоп­ле­ния людей: обще­ствен­ный транс­порт, круп­ные офи­сы, осо­бен­но фор­ма­та «опен­спейс», госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния, торгово-развлекательные цен­тры, пред­при­я­тия обще­ствен­но­го пита­ния. Вместе с тем, неболь­шие орга­ни­за­ции, как пра­ви­ло, не ста­но­вят­ся цен­тра­ми зара­же­ния – поэто­му их оста­нов­ка, нане­ся зна­чи­тель­ный ущерб эко­но­ми­ке, мало помо­жет борь­бе с вирусом.

Необходимо выра­бо­тать чёт­кие коли­че­ствен­ные кри­те­рии, по кото­рым при­оста­нав­ли­ва­ет­ся рабо­та тех или иных орга­ни­за­ций, и при­нять обу­слов­лен­ные ими меры, такие как:

  • при­оста­нов­ка всех культурно-массовых меро­при­я­тий, рабо­ты теат­ров, кино­те­ат­ров, раз­вле­ка­тель­ных цен­тров, спор­тив­ных цен­тров и иных досу­го­вых организаций;
  • обя­за­тель­ный пере­вод на уда­лён­ную рабо­ту офи­сов фор­ма­та «опен­спейс» с чис­лом сотруд­ни­ков более 20 чело­век, а так­же с мень­шим чис­лом сотруд­ни­ков при усло­вии невоз­мож­но­сти рас­сад­ки сотруд­ни­ков на рас­сто­я­ние не менее 4 мет­ров друг от дру­га, либо сокра­ще­ние чис­лен­но­сти сотруд­ни­ков до обес­пе­че­ния воз­мож­но­сти такой рассадки;
  • при­оста­нов­ка дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций с чис­лом сотруд­ни­ков более 100 чело­век на одном объ­ек­те, а так­же с мень­шим чис­лом сотруд­ни­ков при усло­вии невоз­мож­но­сти обес­пе­че­ния рас­сто­я­ния меж­ду сотруд­ни­ка­ми менее 4 мет­ров, кро­ме орга­ни­за­ций, чьё функ­ци­о­ни­ро­ва­ние необ­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния рабо­ты кри­тич­ных город­ских и госу­дар­ствен­ных систем;
  • сокра­ще­ние до мини­маль­но необ­хо­ди­мой для обес­пе­че­ния базо­вых функ­ций чис­лен­но­сти сотруд­ни­ков госорганов;
  • при­оста­нов­ка ока­за­ния насе­ле­нию услуг в госор­га­нах, кро­ме ока­зы­ва­е­мых дистан­ци­он­но либо жиз­нен­но необ­хо­ди­мых в пери­од эпидемии.

Организации, не под­па­да­ю­щие под эти кри­те­рии, долж­ны иметь воз­мож­ность про­дол­жать работу.

Одновременно необ­хо­ди­мо воз­ло­жить на руко­вод­ство орга­ни­за­ций обязанность:

  • по кон­тро­лю соблю­де­ния мини­маль­но допу­сти­мо­го рас­сто­я­ния меж­ду сотруд­ни­ка­ми в тече­ние рабо­че­го вре­ме­ни – 4 мет­ра при посто­ян­ном нахож­де­нии сотруд­ни­ков вбли­зи друг дру­га, напри­мер, на рабо­чих местах, 1,5 мет­ра при крат­ко­вре­мен­ном нахождении;
  • по недо­пу­ще­нию обра­зо­ва­ния вре­мен­ных мас­со­вых скоп­ле­ний сотруд­ни­ков на про­ход­ных, местах для куре­ния и дру­гих ана­ло­гич­ных местах – более 5 чело­век либо менее при невоз­мож­но­сти выдер­жи­вать интер­вал меж­ду сотруд­ни­ка­ми не менее 1,5 метра;
  • по опре­де­ле­нию сотруд­ни­ков, кото­рые могут быть пере­ве­де­ны на уда­лён­ную рабо­ту, и пере­во­ду этих сотруд­ни­ков на уда­лён­ный либо частич­но уда­лён­ный режим рабо­ты в срок не более 3 рабо­чих дней;
  • по обес­пе­че­нию сотруд­ни­ков сред­ства­ми дез­ин­фек­ции, меди­цин­ски­ми мас­ка­ми, сво­бод­ным досту­пом к санитарно-гигиеническим сред­ствам в срок не более 5 рабо­чих дней;
  • по еже­днев­но­му кон­тро­лю состо­я­ния здо­ро­вья сотруд­ни­ков, вклю­чая заме­ры тем­пе­ра­ту­ры тела перед допус­ком сотруд­ни­ка к рабо­че­му месту и при окон­ча­нии рабо­че­го дня.

Указанные меры долж­ны быть вве­де­ны пись­мен­ны­ми при­ка­за­ми руко­вод­ства орга­ни­за­ций, неза­ви­си­мо от их раз­ме­ра и фор­мы соб­ствен­но­сти, и доне­се­ны до всех сотруд­ни­ков этих организаций.

Вместе с тем, на муни­ци­паль­ные вла­сти долж­на быть воз­ло­же­на обязанность:

  • по кон­тро­лю за соблю­де­ни­ем орга­ни­за­ци­я­ми ука­зан­ных мер;
  • по состав­ле­нию пла­на обес­пе­че­ния орга­ни­за­ций сред­ства­ми дез­ин­фек­ции, спир­то­вы­ми анти­сеп­ти­ка­ми, меди­цин­ски­ми мас­ка­ми в объ­ё­ме, соот­вет­ству­ю­щем чис­лен­но­сти сотруд­ни­ков, оста­ю­щих­ся на рабо­чих местах.

В свя­зи с тем, что обще­ствен­ный транс­порт, про­до­воль­ствен­ные мага­зи­ны, лиф­ты и подъ­ез­ды жилых домов оста­ют­ся веро­ят­ны­ми места­ми пере­да­чи виру­са, в том чис­ле кон­такт­ной пере­да­чи через загряз­нён­ные поверх­но­сти (руч­ки две­рей, кноп­ки лиф­тов и т.п.), муни­ци­паль­ным вла­стям и руко­во­ди­те­лям соот­вет­ству­ю­щих орга­ни­за­ций необходимо:

  • при­нять пла­ны регу­ляр­ной дез­ин­фек­ции соот­вет­ству­ю­щих объ­ек­тов, с назна­че­ни­ем ответ­ствен­ных за выпол­не­ние по каж­до­му рай­о­ну и/или объекту;
  • обес­пе­чить уста­нов­ку диспен­се­ров с анти­сеп­ти­ка­ми для обра­бот­ки рук в наи­бо­лее кри­тич­ных местах – на оста­нов­ках обще­ствен­но­го транс­пор­та, в вести­бю­лях мет­ро­по­ли­те­на, на вхо­де и выхо­де в круп­ные про­до­воль­ствен­ные мага­зи­ны, при нали­чии такой воз­мож­но­сти – на пер­вых эта­жах мно­го­квар­тир­ных жилых домов;
  • обес­пе­чить выда­чу одно­ра­зо­вых меди­цин­ских масок в вести­бю­лях мет­ро­по­ли­те­на, на вхо­де в круп­ные про­до­воль­ствен­ные мага­зи­ны, госу­дар­ствен­ные учреждения;
  • обес­пе­чить нали­чие и при­ме­не­ние бес­кон­такт­ных средств изме­ре­ния тем­пе­ра­ту­ры тела посетителей;
  • при­ни­мать меры по недо­пу­ще­нию попа­да­ния выде­лен­ных на эти цели меди­цин­ских масок и дез­ин­фи­ци­ру­ю­щих средств в руки перекупщиков.

Согласно мно­го­чис­лен­ным иссле­до­ва­ни­ям, имен­но кон­такт­ный спо­соб пере­да­чи виру­са – наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный. В его пре­се­че­нии наи­бо­лее эффек­тив­на регу­ляр­ная гиги­е­ни­че­ская анти­сеп­ти­че­ская обра­бот­ка рук, а так­же ноше­ние боль­ны­ми – в том чис­ле бес­симп­том­ны­ми боль­ны­ми, кото­рых, по раз­ным оцен­кам, сре­ди забо­лев­ших КОВИД-19 от 30 до 80 % – меди­цин­ских масок, даже самые про­стые из кото­рых, трёх­слой­ные одно­ра­зо­вые, умень­ша­ют выброс вирус­ных аэро­зо­лей в выдо­хе боль­но­го в 3–5 раз.

Необходимо регу­ляр­ное инфор­ми­ро­ва­ние насе­ле­ния с упо­ром на рас­про­стра­не­ние объ­ек­тив­ной инфор­ма­ции, а не запу­ги­ва­ние штра­фа­ми и дру­ги­ми карами.

Должны быть под­го­тов­ле­ны и актив­но рас­про­стра­нять­ся инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы, содер­жа­щие объ­ек­тив­ную и свое­вре­мен­ную инфор­ма­цию о про­ти­во­дей­ствии виру­су. Материалы долж­ны быть под­го­тов­ле­ны с уча­сти­ем эпи­де­мио­ло­гов, виру­со­ло­гов и пси­хо­ло­гов – так, что­бы они вос­при­ни­ма­лись насе­ле­ни­ем как руко­вод­ство к дей­ствию, а не толь­ко как повод для ново­го нев­ро­за. На дан­ный момент мно­гие из рас­про­стра­ня­е­мых мате­ри­а­лов по содер­жа­нию либо по фор­ме про­во­ци­ру­ют тре­во­гу на гра­ни нев­ро­за, фоку­си­ру­ясь на запре­ти­тель­ных мерах и пря­мом запу­ги­ва­нии граж­дан, либо содер­жат реко­мен­да­ции, невы­пол­ни­мые в реаль­ных условиях.

Материалы долж­ны быть под­го­тов­ле­ны в фор­ма­те реко­мен­да­ций и содер­жать информацию:

  • о неже­ла­тель­но­сти выхо­да на ули­цу без необ­хо­ди­мо­сти, неже­ла­тель­но­сти в пери­од эпи­де­мии сбо­ра гостей и компаний;
  • об опас­ных и без­опас­ных прак­ти­ках пове­де­ния на ули­це в пери­од эпи­де­мии, напри­мер, без­опас­но­сти про­гу­лок с ребён­ком, если при этом не посе­ща­ют­ся дет­ские игро­вые пло­щад­ки и дру­гие места потен­ци­аль­ной пере­да­чи инфек­ции и сохра­ня­ет­ся мини­маль­ное без­опас­ное рас­сто­я­ние до дру­гих людей, вклю­чая детей;
  • о пере­чис­лен­ных выше мерах, кото­рые долж­ны пред­при­нять вла­дель­цы орга­ни­за­ций в отно­ше­нии сво­их сотрудников;
  • о пере­чис­лен­ных выше мерах, кото­рые долж­ны пред­при­нять муни­ци­паль­ные власти;
  • о важ­но­сти и при­чи­нах ноше­ния меди­цин­ских масок в обще­ствен­ных местах, в том чис­ле людь­ми, не име­ю­щи­ми внеш­них при­зна­ков заболевания;
  • о важ­но­сти регу­ляр­ной анти­сеп­ти­че­ской обра­бот­ки рук – тща­тель­но­го мытья с мылом, обра­бот­ки спир­то­вы­ми антисептиками;
  • о кри­те­ри­ях выбо­ра анти­сеп­ти­ков и дру­гих дез­ин­фи­ци­ру­ю­щих средств;
  • об интернет-сервисах, кото­рые помо­гут про­ве­сти вре­мя в само­изо­ля­ции, вклю­чая раз­вле­ка­тель­ные, куль­тур­ные и обу­ча­ю­щие ресурсы;
  • об интернет-сервисах достав­ки про­до­воль­ствия, основ­ных това­ров, элек­трон­ной быто­вой техники;
  • о теле­фо­нах экс­трен­ных служб, служб помо­щи пожи­лым людям, служб пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки, интернет-сервисах с акту­аль­ной информацией;
  • о режи­ме рабо­ты и основ­ных огра­ни­че­ни­ях в рабо­те мага­зи­нов, поч­то­вых отде­ле­ний, бан­ков, госу­дар­ствен­ных организаций.

Подобные инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы долж­ны рас­про­стра­нять­ся как посред­ством СМИ и муни­ци­паль­ных инфор­ма­ци­он­ных служб, так и посред­ством рас­клей­ки инфор­ма­ци­он­ных пла­ка­тов в подъ­ез­дах жилых домов, на оста­нов­ках обще­ствен­но­го транс­пор­та, рас­клад­ки листо­вок по поч­то­вым ящикам.

Подчеркнём ещё раз, что важ­ней­шей зада­чей таких мате­ри­а­лов долж­но стать не запу­ги­ва­ние насе­ле­ния, а его инфор­ми­ро­ва­ние, сни­жа­ю­щее уро­вень тре­вож­но­сти в обще­стве и вме­сте с тем эффек­тив­ное в борь­бе с коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей. Запуганный граж­да­нин ищет, как обой­ти уста­нов­лен­ные на каж­дом шагу запре­ты, инфор­ми­ро­ван­ный об объ­ек­тив­ных при­чи­нах этих запре­тов – ищет, как их соблюсти.

Более того, такие меры поз­во­лят не толь­ко успо­ко­ить граж­дан и повы­сить эффек­тив­ность про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских меро­при­я­тий, но и сни­мут часть нагруз­ки со служб «ско­рой помо­щи» и участ­ко­вых вра­чей, сей­час полу­ча­ю­щих огром­ное чис­ло лож­ных обра­ще­ний от людей с мини­маль­ны­ми симп­то­ма­ми обыч­но­го сезон­но­го ОРВИ или вовсе без таковых.

Необходимо немед­лен­но при­нять и озву­чить меры по мате­ри­аль­ной под­держ­ке мало­го и сред­не­го биз­не­са, а так­же непо­сред­ствен­но заня­тых в нём людей.

В ситу­а­ции, когда зна­чи­тель­но­му чис­лу пред­при­я­тий гро­зит оста­нов­ка дея­тель­но­сти, ни угро­за­ми тру­до­вой инспек­ции, ни обе­ща­ни­я­ми буду­щих нало­го­вых послаб­ле­ний не удаст­ся решить глав­ную и реаль­ную про­бле­му – про­бле­му фак­ти­че­ско­го отсут­ствия денег на выпла­ту зара­бот­ной пла­ты. На дан­ный момент озву­че­но лишь явно недо­ста­точ­ное реше­ние о предо­став­ле­нии рядом бан­ков кре­ди­тов на выпла­ту зар­пла­ты в раз­ме­ре МРОТ, а так­же о ком­пен­са­ци­ях сотруд­ни­кам, встав­шим на учёт на бир­жу тру­да, в раз­ме­ре всё того же МРОТ. Это при­ве­дёт к рез­ко­му паде­нию дохо­дов зна­чи­тель­ной части людей, реаль­ные дохо­ды кото­рых сокра­тят­ся в разы: ведь даже меди­ан­ный доход в России, по дан­ным Росстата, на 2019 год при­мер­но втрое пре­вы­шал МРОТ.

Руководители орга­ни­за­ций, остав­ших­ся без средств к суще­ство­ва­нию, фак­ти­че­ски будут ста­вить сотруд­ни­ков перед выбо­ром: либо мол­ча ждать воз­об­нов­ле­ния дея­тель­но­сти и выпла­ты зар­пла­ты, либо писать заяв­ле­ния «по соб­ствен­но­му» и идти вста­вать на бир­жу труда.

Уже сей­час долж­ны быть при­ня­ты и озву­че­ны меры немед­лен­ной под­держ­ки мало­го и сред­не­го биз­не­са в выпла­те зар­плат сотруд­ни­кам, а так­же пря­мой под­держ­ки людей, остав­ших­ся без зар­плат и иных доходов:

  • дистан­ци­он­но выда­ва­е­мые бес­про­цент­ные кре­ди­ты на выпла­ту зара­бот­ной пла­ты в раз­ме­ре 60 % от сред­не­го зара­бот­ка сотруд­ни­ка на 01.03.2020, но не менее раз­ме­ра реги­о­наль­но­го МРОТ;
  • воз­мож­ность заклю­че­ния с сотруд­ни­ка­ми согла­ше­ния об отпус­ке без выпла­ты зара­бот­ной пла­ты на срок до 3 меся­цев или более, в тече­ние кото­ро­го госу­дар­ство напря­мую пере­чис­ля­ет дан­но­му сотруд­ни­ку 60 % от сред­не­го зара­бот­ка сотруд­ни­ка на 01.03.2020, но не менее раз­ме­ра реги­о­наль­но­го МРОТ;
  • кре­дит­ные кани­ку­лы на срок не менее трёх меся­цев по всем видам кре­ди­тов и зай­мов, выдан­ных физи­че­ским лицам в срок до 01.04.2020, вклю­чая кре­ди­ты и зай­мы, выдан­ные мик­ро­фи­нан­со­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми и ломбардами;
  • огра­ни­че­ние мак­си­маль­ных про­цент­ных ста­вок по кре­ди­там и зай­мам, выда­ва­е­мым физи­че­ским лицам с насто­я­ще­го момен­та и до окон­ча­ния дей­ствия про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских мер, вклю­чая кре­ди­ты и зай­мы, выда­ва­е­мые мик­ро­фи­нан­со­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми и ломбардами.

Только сла­жен­ные, обос­но­ван­ные, сба­лан­си­ро­ван­ные, согла­со­ван­ные с про­фес­си­о­на­ла­ми и дове­дён­ные до каж­до­го граж­да­ни­на России меры помо­гут нам всем вме­сте побо­роть коро­на­ви­рус­ную инфек­цию и при этом не допу­стить лави­но­об­раз­но­го обру­ше­ния эко­но­ми­ки, потен­ци­аль­но спо­соб­но­го нане­сти ущерб боль­ший, чем сам вирус.

Будьте здо­ро­вы.

Использованные мате­ри­а­лы

В Мосгорсуд пода­ли пер­вый иск к мэрии из-за ука­за о режи­ме изоляции

Фермеров не пус­ка­ют в поля. Из-за пан­де­мии в России нача­лись слож­но­сти с посев­ной кампанией

Опрос: Более поло­ви­ны рос­си­ян не испы­ты­ва­ют стрес­са из-за ситу­а­ции с коро­на­ви­ру­сом в России

Врач назвал без­опас­ную дистан­цию меж­ду людь­ми при пан­де­мии COVID-19

Effectiveness of personal protective measures in reducing pandemic influenza transmission: A systematic review and meta-analysis

Estimation of the asymptomatic ratio of novel coronavirus infections (COVID-19)

Covid-19: four fifths of cases are asymptomatic, China figures indicate

Influenza virus aerosols in human exhaled breath: particle size, culturability, and effect of surgical masks

Цифра: меди­ан­ная зар­пла­та в России соста­ви­ла око­ло 34,5 тысяч руб­лей в апре­ле 2019 года

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (ред. от 10.12.2016) «Об осо­бен­но­стях поряд­ка исчис­ле­ния сред­ней зара­бот­ной платы»

Статистический ана­лиз ука­зал на эффек­тив­ность мер по сдер­жи­ва­нию эпи­де­мии в Китае

С уважением,
Высший координационный совет
Партии прямой демократии
www.digitaldem.ru

Текст заяв­ле­ния в фор­ма­те PDF.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.