Велики ли потери бизнеса от бесплатного интернета
Прошло три месяца с начала эксперимента «Доступный интернет», в ходе которого пользователям обеспечивали бесплатный доступ к «социально значимым сайтам». По итогам эксперимента комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей произвела подсчеты, согласно которым провайдеры домашнего интернета недополучили 190–220 млн руб. выручки (цифра меняется в зависимости от скорости доступа).
Отдельно оценили затраты каждого участника эксперимента на приобретение и установку оборудования составили (от 30 млн до 100 млн руб.), а также на сервисное обслуживание и техподдержку (от 5 млн до 20 млн руб).
Проект по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым ресурсам был начат в январе 2020 года по поручению президента, в конце июня эксперимент продлили до 31 декабря 2020 года. В рамках эксперимента те, у кого на момент его начала был действующий договор с провайдером домашнего интернета, могут пользоваться доступом к сайтам из специального списка, даже перестав оплачивать услуги.
В итоге за первые два месяца сервисом воспользовались только около 500 тыс. абонентов домашнего интернета из более чем 33 млн.
При этом недополученная выгода и затраты операторов фиксированной связи, по словам РСПП, могут составить около 6,8 млрд руб. за весь год доступного интернета. А если расширить эксперимент еще и на мобильных операторов, то недополученная выручка составит, по оценкам бизнеса, уже от 110 млрд до 160 млрд руб. ежегодно.
Список социально значимых сайтов в РСПП также раскритиковали. По словам рабочей группы, на большинстве сайтов присутствует потоковое видео, большая часть которого загружается с зарубежных ресурсов, а таким образом «спонсируются зарубежные производители контента». Минкомсвязь уже сократила список сайтов «Доступного интернета», но в нем по-прежнему можно найти сайты многих телеканалов в полноценных версиях.
Своим мнением по проблеме доступного интернета и упущенной выгоды делится Филипп Кулин, автор телеграм-канала «Эшер II»:
Я серьезно слежу за данной темой, и она представляется мне битвой цифр, взятых с потолка. И это работающий в верхах способ. Одна из методик, использующихся, чтобы завалить оценку регулирующего воздействия проекта норматива – вливание в замечания цифры «с потолка» с каким-то правдоподобным окружением.
Я смотрю на новость – и вижу канцелярскую войну этих вот цифр. Непонятно, ни что это за провайдеры (в проводимом эксперименте был открытый список, все ли из него учитывались?), ни как определяли, что провайдеры именно домашние, ни как считали, что кто-то воспользовался данной услугой. Кроме того, согласно приказу Минцифры об эксперименте, он закончился только 1‑го июля, до 15-го июля принимавшие участие операторы, должны сдать отчеты, а до 14 августа Иванов должен подготовить доклад. А тут третье июля, а у них уже пресс-релиз готов. Да они даже не готовили ничего по реальным данным.
Я считаю, что РСПП, очевидно, считала теоретические возможные потери. Перед ними вряд ли кто-то успел отчитаться о реальных. Поэтому полагаю подобную инициативу странной, плохо продуманной и популистской. И я вижу, что за ней стоит игра в верхах, не имеющая ни малейшего отношения к реальности.