Необходимость ношения масок учителями регионы установят сами
По мере приближения 1 сентября всё актуальнее становится вопрос о том, как именно будут проходить занятия в школах в условиях продолжающейся пандемии COVID-19.
Вчера за разъяснение этого вопроса взялось Министерство просвещения РФ — правда, сильно яснее не стало. Утром, по сообщению ТАСС, Минпрос назвал ношение масок детьми опциональным (по выбору родителей), а учителями – обязательным. Вечером того же дня, однако, поступило уточнение: регионы сами определятся, должны или не должны учителя носить маски, в зависимости от текущей эпидемиологической обстановки, а повсеместно обязательными они будут только для работников столовых.
При этом Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию, в интервью «Известиям» заметил, что реализация даже базовых требований проблематична: у многих школ нет денег на маски, а идеи «социального дистанцирования» и «разграничения потоков» учащихся могут оказаться попросту нереализуемыми на практике.
Комментирует Борис Чигидин, член Высшего координационного совета Партии прямой демократии:
В сущности, даже неважно, планируется ли упаковывать учителей в маски повсеместно, как говорили в Минпросе в понедельник утром, или по усмотрению регионов, как уточнили вечером. Это решение не имеет права на существование ни в одном регионе и ни при каких обстоятельствах.
Представим учительницу, возможно – не первой молодости, вполне вероятно – с хроническими заболеваниями, в том числе дыхательной системы. Представим, как она, дисциплинированно задыхаясь на каждой фразе, работает в маске. Урок. День. Неделю. Месяц. Несколько. Пока у авторов затеи не пройдет административный восторг или не свалится сама. Второе выглядит существенно более вероятным – и тем вероятнее, чем дурнее окажется администрация конкретной школы; не следует, впрочем, забывать и о факторе учеников без масок, зато со смартфонами, которые очень быстро сообразят, что стучать на училок легко и приятно.
Никакой эпидемиологически значимой роли маска на одном человеке в классе из тридцати сыграть заведомо не сможет. Грядущая дурь имеет единственный смысл – получить лишний повод отчитаться любому начальственному адресату, что для спасения детей от заразы сделано возможное и невозможное.
Если за исполнением этой дури не будут настойчиво следить, она сама по себе сойдет на нет в первые же дни. Если будут, смиреннейшее педагогическое сообщество буквально в ручном режиме превратят в инкубатор протестных настроений. Не берусь судить, в этом ли заключается действительный замысел, но полагаю, что поддержать такие настроения Партия прямой демократии будет вполне готова.
Заметим, что ещё в начале мая на круглом столе «Удалённое образование или удаление образования? Школы и вузы в пандемию и после неё» многие участники отмечали, что летние каникулы дают шанс подготовиться к использованию дистанционного образования и с технической, и с методической точки зрения (в апреле и мае в силу неготовности учителей дистанционное проведение занятий чаще всего оборачивалось катастрофой). Если бы эта работа была проделана, то сейчас «дистанционка» могла бы стать вполне разумной альтернативой как минимум части очных занятий в школах.
Судя по всему, шанс был упущен.