Рекордный рост долгов по потребкредитам
По статистике бюро кредитных историй «Эквифакс», объем просроченных потребительских кредитов в прошлом месяце достиг 27,3 млрд рублей. Это пиковое значение с конца 2018 года.
За август в категории проблемных оказались почти 80 тысяч ссуд и кредитов, что можно назвать рекордным приростом просрочки с начала кризиса и пандемии. А портфель кредитов, по которым платежи не вносились уже свыше трех месяцев, достиг 570 млрд рублей: в категорию проблемных попали те займы, платежи по которым прекратились именно во время пандемии. Это те кредиты, платежи по которым перестали поступать в апреле-мае, когда в России действовал режим изоляции.
Также подходят к концу кредитные каникулы, выданные банками на 3–6 месяцев в начале кризиса, и тем, кто все еще не восстановил утерянные доходы, приходится пропускать платежи. Большинство кредитных каникул истекает в сентябре-ноябре, так что пик просрочки кредитов еще не пройден.
Необеспеченные кредиты – наиболее высокорисковые и наименее стабильные для банков, поскольку именно по ним клиенты перестают вносить платежи первыми.
Ситуацию комментирует член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Темпы роста розничного кредитования обеспокоили Банк России еще весной 2019 года. Тогда первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин сообщил в Госдуме буквально следующее: «Мы в ЦБ полагаем, что, с одной стороны, это объективный процесс, не нужно его запрещать, но нас уже несколько настораживают темпы прироста, есть угрозы того, что это может оказаться ловушкой и для населения, и для банков». Не стоит забывать, что еще тогда рост потребительского кредитования происходил на фоне ежегодного снижения реальных доходов населения.
Сам по себе рост объемов потребительского кредитования в стране не несет угрозы банковской системе, проблемы начинаются, когда заемщики начинают задерживать платежи по кредитам или вообще перестают их выплачивать. Функционирование финансово-кредитных организаций напрямую зависит от постоянного движения денежных средств, в противном случае начинаются проблемы. Если задержки по выплатам кредитов либо прекращение их обслуживания со стороны населения приобретают массовый характер, финансово-кредитные организации теряют свою устойчивость. Речь идет о надувании так называемых кредитных пузырей, что не сулит ничего хорошего как населению, так и всей банковской системе. В связи с этим обеспокоенность Центробанка была вполне обоснованной еще весной 2019 года, но ситуация находилась под контролем, и никто по понятным причинам не прогнозировал коронакризис 2020 года, ставший неожиданностью для всей мировой финансовой системы.
По сути, рассматриваемая проблема совсем не нова, хотя, несомненно, текущая свежая статистика отражает влияние пандемии. Нынешний же кризис усугубил ситуацию тем, что часть населения вынуждена была вообще не работать, тем самым ускорился процесс падения реальных доходов населения. Да, были предоставлены отсрочки по кредитам, но кредиты все равно придется платить. Ситуация также осложняется тем, что потерявшие доходы либо оставшиеся без работы россияне будут использовать кредитную линию и в будущем, и это приведет к еще большей закредитованности нашего населения. В таком случае будет наблюдаться дальнейшее снижение потребительской активности, что скажется на экономическом росте страны. И всё это происходит на фоне продолжающегося значительного снижения доходов населения. По данным ВЦИОМ, Индекс потребительского доверия в августе 2020 года составил 34 п., постепенно возвращаясь к докризисному уровню (январь – февраль – 36–37 п.). Из этого можно сделать вывод, что докризисный уровень потребления в отсутствие достаточной помощи со стороны государства держится лишь за счет кредитования.
Текущая доступность потребительских кредитов позволяет достаточно широкому классу людей с низкими доходами ими пользоваться. А это в итоге ведет чаще всего к двум сценариям развития дальнейших событий: далее либо следует процедура банкротства физического лица, либо заемщики будут вынуждены долго рассчитываться с долгами со всеми сопутствующими проблемами и трудностями. В любом случае перспектива банкротства – это уже огромные и неоправданные риски, так как имущество должника оказывается в управлении уже не его самого, и он не может больше им распоряжаться.
Рецепт в текущей ситуации может быть только один: не брать кредиты ни при каких условиях, если это не касается вопроса выживания. Если есть хоть малейшая возможность пережить этот кризис без кредита – не берите, потому что это очень серьезный и неоправданный риск.