Что не так с новым указом мэра Москвы
Недавно мэр Москвы Сергей Собянин издал новый указ, в котором он обязал предпринимателей еженедельно предоставлять данные о переведенных на удаленный режим работниках и сообщать номера их мобильных телефонов и автомобилей.
На вопросы об указе отвечает глава юридической службы Партии прямой демократии Борис Чигидин.
— Законно ли обязать работодателя предоставлять такие данные о сотрудниках?
— Формально скорее да: закон «О персональных данных» допускает возможность обработки персональных данных без согласия их субъекта в том числе в случае, если такая обработка необходима для выполнения функций, полномочий и обязанностей, возложенных законодательством на оператора персональных данных. Важно, однако, подчеркнуть, что право городских властей истребовать соответствующие сведения от работодателей не сопровождаются обязанностью работников предоставлять эти сведения работодателю.
— Есть ли у сотрудника юридическая обязанность предоставить подобные данные руководству?
— Только в том крайне маловероятном случае, если такая обязанность сотрудника предусмотрена трудовым договором. Ни из федеральных законов, ни из соответствующего указа мэра Москвы эта обязанность не вытекает.
— Что делать, если у сотрудника есть машина, но он отказывается предоставить ее номер руководству? Законен ли штраф внутри организации в таком случае?
— Наложение работодателем штрафа на работника незаконно в любом случае, поскольку такой формы дисциплинарного взыскания трудовое законодательство не предусматривает в принципе. Кроме того, как мы выяснили чуть раньше, обязанности предоставлять соответствующую информацию работодателю работник практически гарантированно не несет, что исключает возможность применения к нему любых предусмотренных законом дисциплинарных взысканий.
— В некоторых пунктах работодатели должны предоставить такие данные, как номера карта «Тройка» или «Стрелка» при их наличии. Власти планируют отслеживать по номерам таких карт передвижения граждан? Если люди будут продолжать ездить, ожидает ли их штраф? Как действовать, если человек предоставил номер своей карты, а потом ее потерял?
— Целеполагание московской власти в этом вопросе остается загадочным. Предполагаю, что здесь может иметься в виду мониторинг возможных передвижений из дома на работу и обратно находящихся на удаленке граждан. Городским властям, видимо, кажется, что в сочетании с данными о местоположении абонентских устройств работников эти сведения могут быть положены в основу последующего предъявления работодателям претензий о необеспечении фактического режима дистанционной работы.
В любом случае, поскольку свобода передвижения, в том числе на общественном транспорте, ни одной категории москвичей, включая работников на удаленке, по состоянию на 7 октября официально не ограничена (даже приостановка действия транспортных приложений к социальным картам сама по себе не порождает обязанности ее владельца сидеть дома), никаких оснований для привлечения к ответственности держателей переписываемых транспортных карт за пользование ими не существует.