ЦБ полагает, что банки плохо информируют клиентов о мошенниках
Банк России порекомендовал кредитным организациям быть более активными в оповещении клиентов о рисках мошенничества «в связи с высоким уровнем объема и количества операций без согласия клиентов».
Директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров полагает, что в данный момент кредитные организации не прилагают достаточных усилий, и что вкладываться в разъяснительную работу банкам стоит больше, ведь злоумышленники стали куда активнее: «Это значит, что граждан надо постоянно предупреждать о возможных рисках, чтобы такая информация дошла до каждого клиента банка».
ЦБ хочет, чтобы банки достучались не менее чем до 80% клиентов через мобильные приложения, сайты, соцсети, экраны банкоматов и даже ежеквартальные СМС-рассылки. Также ожидается, что банки будут включать тему противодействия мошенничеству в свои рекламные выходы в СМИ и сделают информацию доступнее для людей с ограниченными возможностями. Очень важно, чтобы граждане знали о недопустимости сообщения посторонним своих персональных данных, паролей и секретных слов.
Также банкам было рекомендовано минимум два раза в год проводить оценку успешности информирования в зависимости от того, растет ли или уменьшается число переводов без согласия клиентов, чтобы, если что, менять подход к донесению информации.
О предлагаемом подходе Банка России рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Подход ЦБ к профилактике фрода не только выглядит ошибочным методически, но и повлечет для банков довольно бессмысленные затраты.
Ошибочным – потому, что информации, как не стать жертвой злодеев, и онлайн и оффлайн (имею в виду не только офисы банков, но и, например, бумажную прессу) полно. Все, что нужно для ознакомления с ней – протянуть руку, то есть в самом худшем случае – совершить клик-другой. И проблема заключается не в том, чтобы увеличить концентрацию этой информации еще во сколько-то раз в надежде, что уж теперь-то ее увидят, прочтут и проникнутся, а в том, чтобы вывести круг потенциальных жертв из состояния, около века назад описанного в терминах «глаза есть, глядеть – нету». Насколько мне известно, на сегодняшнем уровне развития наук о сознании и мышлении эта задача решаемой не является.
Затраты – потому, что буквально каждая из длинного списка рекомендованных ЦБ мер подлежит реализации строго за счет банков, причем даже без возможности, например, отнести эти расходы на уменьшение налогооблагаемой базы прибыли. А расходы обещают быть чувствительными. Особенно в той части, которая про ежеквартальное СМС-информирование не менее 80% клиентов (отдельный вопрос, какие внятные смыслы можно впихнуть в лимит из нескольких десятков знаков, который тарифицируется операторами связи как одно сообщение) или про пожелание включать тему антифрода в рекламные материалы банков.
Как вопрос мог бы решаться по уму? Полагаю, что путем создания (под эгидой ЦБ или даже скорее его силами) небольшого корпуса коротких, почти лозунговых эталонных текстов и видеороликов по предмету, доступных восприятию любого формально дееспособного адресата, уровня «чисти зубы только своей зубной щеткой». Определение точек приземления этих материалов: в оффлайне это были бы банковские офисы и, возможно, платежные терминалы, в онлайне – допустим, специальная страница на сайте самого ЦБ. И вовлечение кредитных организаций в формирование большой, чтобы клиент не имел шанса не увидеть, сетки точек перехода на эту страницу, от множества гиперссылок на своих ресурсах до QR-кодов.
Эффективность такого решения едва ли принципиально отличалась бы от подхода, который ЦБ продвигает сейчас, но дешевле оно было бы скорее на порядки, чем в разы. Потому что проблема, повторю, не в «Имеющий глаза да увидит», а в «Имеющий разум да поймет».