7 российских семей из 10 взяли как минимум один кредит за последний год
Согласно проведенному недавно исследованию НАФИ, за последние 12 месяцев 72% российских семей взяли минимум один кредит. В 2017 показатель закредитованности семей был существенно ниже и составлял всего 57%.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева сделала для «Известий» прогноз, согласно которому средняя кредитная задолженность на домохозяйство по России с начала года увеличилась на 12%, или на 37 тыс. рублей, до 323,8 тыс. рублей. Уровень закредитованности семей рассчитывается как отношение среднего долга к доходу. Во втором квартале 2020 года он составил 30% и вырос на 2 п.п. в сравнении со вторым кварталом 2019, демонстрируя ухудшение финансового положения домохозяйств.
Больше всего сейчас берут кредиты россияне 25–44 лет (12%), пенсионеры за кредитами почти не обращаются, среди них брали кредит только 4% опрошенных. Больше половины респондентов (51%) обращались за потребительским кредитом, второе место по популярности делят ипотека и POS-кредитование в магазинах (по 14%).
Интересный факт: потребительские кредиты в Москве и Санкт-Петербурге берут почти в два раза реже, чем в остальных регионах (28% против 51%). А кредитные карты жители двух столиц, наоборот, получают в полтора раза чаще, чем в среднем по России (44% против 28%).
Эксперты прогнозируют рост закредитованности семей и считают, что россияне уже перестроились на «жизнь в кредит». Ведь можно не копить, как в советское время, а купить вещь и выплачивать за нее деньги.
О ситуации размышляет член ВКС Партии прямой демократии Алексей Пилько:
Закредитованность россиян – это большая проблема для экономики страны. Во время так называемой самоизоляции финансовое положение многих российских семей ухудшилось, и они вынуждены были брать кредиты. Теперь их приходится отдавать, что ставит многих на грань бедности и к тому же тормозит потребительский спрос.
Когда российские банки и системообразующие компании сталкиваются с финансовыми сложностями – государство спешит им на помощь. Однако на такое же отношение вправе рассчитывать и простые граждане. Возможно, настало время подумать о программе помощи в обслуживании кредитов тем людям, которые вынуждены были влезать в долги во время карантина для того, чтобы прокормить свои семьи.