Зачем государству столько задач и чиновников? Часть 1
Проблемы реформы государственного аппарата. Численность и оптимизация
31 июля 2003 года постановлением Правительства РФ была сформирована Правительственная комиссия по проведению административной реформы. Прошло 17 лет, но самым удивительным образом комиссия продолжает свою работу. Система государственного управления по-прежнему не реформирована, хотя об успешном завершении реформ и достижении поставленных целей объявляли уже не раз. Более того, в ноябре 2020 премьер-министр М. Мишустин заявил о начале очередной реформы государственного аппарата с целью его оптимизации – уже пятой попытки, предпринятой с 2003 года. В общем, получается этакая бюрократическая скороговорка: оптимизировали, оптимизировали, да не выоптимизировали.
Несмотря на грозные слова начальства, сохраняется убежденность, что государственный аппарат прекрасно переживет и эту реформу, оставшись в прежнем виде, несмотря на все попытки его сократить. Объяснить такой вывод не трудно – бюрократия уже давно выработала отлично работающий защитный механизм против «оптимизации». Первая модель защитного механизма бюрократии такова. После очередной кампании реформ начинается медленное, но неуклонное расширение штатов государственных учреждений. Объяснения при этом даются самые разнообразные – от появления новых задач до роста документооборота, требующего привлечения новых сотрудников. А поскольку в государственных структурах, в отличие от коммерческих, нет необходимости составлять экономическое обоснование расширения штата (да и в силу специфики работы госорганов сделать это невозможно), происходит это процесс легко и непринужденно. Благо все понимают, зачем это делается.
Бюрократ всегда стремится к максимизации
В теории общественного выбора, изучающей то, как люди используют государственные структуры, имеется концепция экономиста В. Нисканена, иначе называемая «модель максимизирующего бюрократа». Она крайне важна для понимания того, как все устроено в государственном аппарате России. Итак, главные отличия государственных учреждений заключаются в том, что в силу специфики госуправления их услуги не конкурентны, а сами они являются монополистами. Заказчик и потребитель услуг также всего один – государство. Даже если учреждение оказывает услуги гражданам, или бизнесу, это в итоге работает на выполнение тех функций, которые государство само возложило на себя, а конечный получатель услуг не имеет на исполнителя никакого влияния, характерного для конкурентной экономики, кроме совершенно не рыночной возможности жаловаться. И, наконец, оценка эффективности работы государственной бюрократии крайне затруднена, потому что, в отличие от работающих на рынке компаний, весьма сложно обнаружить экономический эффект работы государственных структур. Обычно максимум того, что можно сделать в качестве контроля, это оценить точность следования административным регламентам работы.
В результате общество через государственные механизмы обменивает бюджет на некий результат работы государственных органов. Это приводит к тому, что естественные рыночные механизмы в работе бюрократа исчезают вовсе или минимизируются. Вместо максимизации прибыли, что является обычной моделью поведения управленца в коммерческой структуре, чиновник начинает максимизировать свое влияние. Именно оно становится главным критерием эффективности работы для любого бюрократа. Влияние же состоит из таких элементов, как рычаги власти, положение в обществе, привилегии чиновника и, в самой меньшей мере – размер жалованья. Зато влияние может быть сконвертировано в личный доход за счет возможности распоряжаться государственным бюджетом. Причем в государствах с развитой системой демократической власти и общественного контроля возможность распоряжаться бюджетом может быть даже не связана с коррупцией. Корпорации, получающие заказы от государства, «благодарят» чиновников после того, как их деятельность на государственной службе заканчивается. В странах вроде Японии такая модель фактически негласно вписана в представления об успешной карьере на государственной службе.
Получается, с точки зрения почти любого государственного управленца, его влияние и роль в аппарате увеличиваются вместе с увеличением числа порученных функций, увеличением числа подчиненных ему чиновников и увеличением бюджета, которым он может распоряжаться. Впрочем, иногда вступает в действие фактор важности порученных задач, когда даже относительно небольшая численность и бюджет компенсируются политически важной позицией этой структуры в системе госуправления. В силу этой логики, государственный аппарат почти всегда будет стремиться к своему расширению и увеличению затрат. Эту тенденцию можно лишь пытаться контролировать силами общества и минимизировать с помощью управленческих решений, но избавиться от нее не получится никогда.
Целенаправленно проводимая государством политика снижения расходов может оказывать довольно эффективное давление на «максимизирующего бюрократа». Так в 2009 году при бюджете РФ в почти 11 млрд руб. доля расходов на аппарат составляла 8,8% бюджета, в 2020 году она сократилась до 6,6%, правда при этом расходы все-таки выросли, так как размер бюджета увеличился до чуть более 20 трлн руб. Получается, что расходы росли, но медленнее, чем рос бюджет страны. Можно считать это довольно неплохим результатом реформ.
Можно ли бороться с максимизацией
Сам В. Нисканен предлагал бороться с «максимизирующим бюрократом» за счет информационной открытости ведомств, то есть предоставления общественности сведений для наблюдения за деятельностью аппарата, создания возможностей для конкуренции за право предоставления услуг, усиления контроля за эффективностью со стороны органов, принимающих решение о распределении бюджета. К сожалению, в силу традиции отечественной бюрократии и специфики общественного устройства РФ, предлагаемые Нисканеном возможности будут весьма сильно ограничены. Система государственного управления просто не пойдет на должный уровень открытости и сотрудничества с гражданским обществом. Да и уровень развития гражданского общества в РФ оставляет желать лучшего, тем более что власть относится к нему с большим подозрением как к источнику зарождения оппозиционных настроений.
Проблему могло бы решить создание рыночной конкуренции между бюрократическими структурами, но на такое государство также никогда не пойдет. Так что, вероятно, единственным эффективным и реализуемым в РФ способом борьбы является сокращение избыточных функций государственного аппарата. Реформы в этом направлении проводятся. Так, например, увеличивается число видов предпринимательской деятельности с уведомительным порядком начала работы, уменьшается число лицензируемых видов деятельности. Часть регулирующих задач с 2007 года, когда был принят соответствующий федеральный закон, оказались возложены на саморегулирующиеся организации. Несмотря на определённые достижения, государственное регулирование все еще остается избыточным, а ведение хозяйственной деятельности в России все еще весьма затруднительно. Особенно осложняет ее контрольно-надзорная деятельность госорганов, чрезмерная, обременительная для бизнеса и несущая в себе множество коррупционных факторов. Так что дальнейшая борьба с бюрократизацией скорее всего будет идти именно в сфере сокращения избыточных функций.
Последний раз этой проблемой государства занимались в 2003 году, когда административная реформа стала одной из важнейших задач первого срока президента В. Путина. Несмотря на проведенную реформу, по данным ВШЭ, где в 2010 году проводилось такое исследование, за период с 2003 по 2010 годы количество государственных функций в итоге увеличилось с 5634 до 6876. То есть мы видим, что государство заметно увеличивает степень регулирования. Учитывая имеющуюся тенденцию, можно предположить, что число регулирующих функций к 2020 году еще более возросло. Так что пока результаты реформ выглядят как борьба Геракла с Лернейской гидрой: государство пытается сократить регуляцию (отсечение части голов гидры) и одновременно наращивает число функций госорганов (на их месте вырастают новые головы).
Как происходит фиктивная оптимизация
Затем происходит очень изящный управленческий ход. Образовавшиеся вакансии заполняются, но не полностью. Часть из них приберегается на «черный день». Так государственные учреждения убивают сразу двух зайцев: экономят фонд оплаты труда, излишки которого можно пускать на дополнительные выплаты и создают защитный слой вакансий, которым при необходимости можно пожертвовать. Когда у начальства пробуждается очередное желание все реформировать, сократить и начать экономить – ликвидации подвергаются именно вакансии, которые никто даже не собирался заполнять. Они существовали именно для того, чтобы быть безболезненно сокращенными. В результате наверх поступают оптимистичные доклады о достижении целевых показателей реформы, начальство успокаивается, а бюрократическая структура продолжает жить прежней жизнью.
Имеется и вторая модель фиктивной оптимизации. Сотрудники выводятся с государственной службы в специально создаваемые для обслуживания государственных структур казенные предприятия. Да, они перестают быть чиновниками, но на деле происходит следующее: будучи формально коммерческими предприятиями, новые структуры не подлежат такому же жесткому контролю, как государственные учреждения, отчего их штат можно увеличивать до каких угодно пределов, равно как и оплату труда. Так что обычно итогом подобной реформы становится формальное сокращение государственного аппарата при фактическом увлечении сотрудников, занятых его обслуживанием и значительным ростом затрат на содержание всех вспомогательных структур. В военизированных структурах еще проще. Там можно даже не выводить людей в коммерческие предприятия, а просто переводить с военной на гражданскую службу.
Модели отлично работают. Несмотря на все сокращения, ликвидацию избыточных функций государства и оптимизацию государственных структур, численность работников государственных и муниципальных органов в России увеличилась с 1,3 миллиона человек в 1999 году до 2,4 миллиона человек в 2019 году. Рост почти в два раза. Причем это без учета тех, кто был выведен в обслуживающие подразделения и уже не считается государственным служащим, хотя на деле продолжает работать над теми же задачами, что и раньше. Бюрократические структуры неизменно побеждают. Что характерно, за несколько дней до начала кампании по сокращению госаппарата в Правительстве РФ появился десятый вице-премьер. Ну, людей не хватает, новые задачи появляются, сотрудники не справляются. В общем, все как было описано.
Сокращение мертвых душ
Поэтому, когда премьер-министр выступает с решительными заявлениями вроде сделанного 16 ноября 2020 года: «Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца – до 1 апреля». Это на самом деле означает, что не изменится решительно ничего. Отчего же? Поясним.
Как сообщает официальный орган того же Правительства РФ «Российская газета»: «Сейчас почти 20 процентов должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После проведенного анализа деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в правительстве подготовили конкретные показатели оптимизации: в центральных аппаратах, где около 20 процентов вакансий, штат должен быть сокращен на 5 процентов, а в территориальных органах министерств и ведомств с их 18 процентами вакансий – на 10 процентов». Прогноз, изложенный выше, подтверждается на 100%: «Делать это будем за счет в основном вакантных позиций, – заявил глава кабмина. – При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств».
То есть смотрите, что получается. Вакантны 18–20% должностей, сокращения произойдут на 5–10%. То есть фактически получается, что после реформы численность чиновников можно будет еще и увеличить! Ведь завершение процесса реформ на некоторый срок как бы «благословляет» имеющуюся структуру штатов, которая считается оптимизированной и некоторое время (лет на 5 этого запаса хватит) сокращению не подлежит. А за это время получится снова немного расширить штатное расписание и вновь обзавестись необходимым запасом «мертвых душ». Все в полном соответствии с моделью Нисканена.
Но самое забавное в этой истории, что по планам правительства сокращения должны были бы коснуться и «силовых» ведомств. Еще в середине октября министерство финансов предложило проект 10% сокращения. Тогда силовики назвали реформу неприемлемой. Это не помешало продолжить разработку проекта далее. В итоге сокращение должно коснуться сотрудников обеспечивающих структур: юристов, финансистов, врачей и т.д. Однако даже эти сокращения на деле будут лишь фикцией, потому что «сократившись» на военизированной службе, эти люди немедленно окажутся на гражданской службе, то есть из военных превратятся в чиновников. То есть в данном случае будет применена описанная выше вторая модель.
Проблема численности бюрократии
Еще в 2009 году, когда вроде бы недавно завершилась административная реформа, новый президент Д. Медведев вновь заговорил о необходимости сокращения государственного аппарата. Уже тогда Федеральная служба государственной статистики сообщала, что в сравнении с 1999 годом количество чиновников региональных органов власти выросло в 2,25 раза, а сотрудников федеральных служб – в 1,6 раза. Тогда политолог, сотрудник института социологии РАН О. Крыштановская заявила: «В СССР [в 1981 году] политический класс (номенклатура, плюс военные всех типов) составлял 0,1% от численности населения (примерно 400 тыс. человек при численности населения примерно 300 млн человек)».
Между тем в России в 2000 году политический класс составлял уже 0,8% населения (1,2 млн при численности населения 145 млн человек). К 2006 году страна подошла с поражающими воображение результатами: политический класс перевалил за 3 млн, а численность населения уменьшилась. Теперь количество людей, занятых в управлении, составляет более 2% от числа занятых в экономике. Парадоксально, но уже в самом начале административной реформы, в 2003–2006 годах, численность чиновников увеличилась на 39%. Крыштановская даже предположила, что это одна из причин проблем в экономике: есть предел расходов на обслуживание самого государства. Спустя десять лет ситуация лишь ухудшилась. В сентябре 2019 года первый заместитель министра финансов Т. Нестеренко сообщила, что «на 10 000 населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике». Кстати, проблемы в экономике, как начались в 2008 году, так и продолжаются до наших дней.
Впрочем, стоит быть справедливыми. Одна из целей административных реформ все-таки была достигнута. Повышение качества и доступности государственных услуг стало реальностью, с которой соприкоснулись, наверное, почти все граждане России. Перевод работы с обращениями на систему «одного окна», функционирование портала государственных услуг и работа Многофункциональных центров (ныне «Мои документы») серьезно облегчила жизнь и упростила практику контактов с государственными структурами. А все почему? Да потому что в этом случае государство не пыталось изменить уже существующий механизм, а создавало принципиально новую надстройку, с новыми функциями. Преодолевать инерцию бюрократии не пришлось, и система успешно заработала.
Неплохо справились и с административными задачами. Большая часть рабочих процессов в государственных органах была описана, проанализирована, на основе полученного материала появились административные регламенты. Появились стандарты государственных услуг. Не станем оценивать качество регламентов и степень следования им на практике работ госорганов, но вот стандарты более-менее выдерживаются. Увы, но ликвидация избыточных функций государство оказалась лишь мечтой, как и аутсорсинг управленческих процессов. Никакого реального участия гражданского общества в контроле деятельности государственных органов не произошло, а борьба с коррупцией превратилась в управленческий фетиш, привела к появлению множества запутанных и трудозатратных бюрократических процедур, но ни на малую долю не помогла в избавлении от самой коррупции.
Проблема диспропорции должностей государственной службы
В России восприятие самим же государственным механизмом низовых чиновничьих должностей как чего-то малозначимого приводит к тому, что престиж самых близких к народу муниципальных служащих оказывается крайне невысок прежде всего из-за низкой оплаты труда, что препятствует набору на эти позиции квалифицированных кадров. Разрыв между подчиненными и руководителями очень высок, отчего чем выше в «иерархии» государственного и муниципального управления находится бюрократическая структура, тем более сильно искажается в ней штатное расписание: приходится искусственно вводить множество руководящих должностей, сокращая низовой уровень до возможного минимума. Если мы соотнесем классные чины государственной и муниципальной службы с должностями в государственных учреждениях, то обнаружим, что уже на уровне правительств субъектов федерации (и тем более федеральных министерств) почти нет секретарей и референтов государственной службы, хотя теоретически именно эти низовые чины должны составлять большинство. Нередки отделы, состоящие из 2–3 человек. Делается это с одной единственной целью: дать сотрудникам более высокий доход и статус. По имеющимся данным, на одного руководителя в бюрократическом аппарате приходится менее двух подчиненных.
Проект реформ, о которых объявил Мишустин, касается в том числе и этой диспропорции. Как сообщает «Российская газета»: «По новым требованиям, штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее 5, а самостоятельного отдела – не менее 10 сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение – не более 30 процентов общей численности сотрудников».
Но можно быть уверенным, даже установление самых жестких требований к штатному расписанию госорганов не будет работать, если не повышать жалование низших чиновников и не повысить престиж этих должностей. Ведь если реформа будет проведена, то правительству придется заставить множество чиновников, занимающих должности, соответствующие классным чинам советников государственной и муниципальной службы, перейти на более низкие позиции. К сожалению, реформа имеет очевидный изъян: для многих чиновников даже сохранение имеющегося дохода не будет удовлетворительным доводом к тому, чтобы принять предлагаемые правительством перемены. Как вы думаете, что подумает квалифицированный бюрократ, потративший годы упорных трудов на то, чтобы подняться наверх по лестнице чинов и занять должность начальника отдела или директора департамента, когда ему предложат не руководящую вакансию? С немалой долей вероятности он покинет госслужбу и воспримет предложенное как нанесенную ему лично очень тяжелую обиду. Так что в ближайшее время можно ожидать своеобразного исхода с государственной службы какого-то числа сотрудников. Причем уйдут самые квалифицированные кадры, те, кто сможет без особых проблем найти работу за пределами госаппарата. Увы, но государственный аппарат современной России сам загнал себя в такое безвыходное положение, когда значительная число начальственных позиций приводит к тому, что многие чиновники служат не только «за деньги», но и «за престиж», уже настолько привыкнув к этому, что лишение престижа будет воспринято как карьерная трагедия.
Реформаторский тупик
Как показывает практика административных реформ, никакие новые методы управления, введение систем контроля эффективности работы и оптимизация штатов учреждений совершенно не работают. В лучшем случае они оказывают воздействие на совсем непродолжительное время. Причина этого проста: государство, обладая множеством функций, которое оно назначило само себе, неизбежно создает все новые и новые бюрократические структуры и увеличивает численность прежних, потому что иначе справиться с существующим объемом задач просто невозможно. Возникает своего рода тупик, государство одновременно формулирует цели сокращения аппарата управления и упрощения управленческих процессов, но при этом наращивает количество регулируемых функций, что порождает прямо противоположные последствия. Новые функции требуют новых людей, а встраивание их в сложную систему взаимодействия ведомств лишь усложняет процесс управления.
При этом стоит отметить очень важный факт: количество людей, занятых в системе управления государством, вовсе не является злом само по себе. Современное государство нуждается в достаточно большом аппарате. Если его численность будут искусственно занижать, то качество работы начнет снижаться, а система управления окажется парализована. Кроме того, многие низовые должности в государственных структурах есть ни что иное, как своеобразная форма социальной помощи: государство набирает на службу людей, которым стабильно платит жалование, давая работу и снижая тем самым социальную напряженность в обществе.
Приведем пример. В США в 2016 году при доле государственного сектора в экономике, равной 15%, было 6,5 чиновников на тысячу человек. В РФ при доле госсектора более 20% чиновников – 4,5 на тысячу. При этом очевидно, что число регулирующих функций государства в США заметно меньше, нежели в России. Зато работа управленческого аппарата Соединенных Штатов традиционно оценивается весьма высоко. Вероятно, это самым тесным образом связано с количеством чиновников и объемом возложенных на них задач.
В развитых и богатых государствах управленческий аппарат весьма многочислен, его без особой потери качества управления можно было бы сократить. Но государство сознательно не идет на это, потому что ему гораздо выгоднее использовать множество сотрудников на низовых должностях за относительно небольшие деньги, имея при этом явную выгоду от улучшения качества административных процессов, нежели отправлять этих людей по домам на пособие по безработице. Расходы на госаппарат относительно невелики, главные убытки экономики проистекают от чрезмерной бюрократизации, сложности взаимодействия бизнеса и государственных органов, излишнего стремления государства к регулированию всего, что только можно и нельзя. Именно эти проблемы сейчас заметны всякому, особенно если он сам занимается предпринимательской деятельностью. Для представителя бизнеса совершенно неважно, сколько бюрократов будет заниматься его вопросами, один или трое (причем трое скорее всего даже лучше – быстрее справятся с поставленной задачей), но очень важно, что государство потребует от него соблюдение множества правил и норм, большая часть которых совершенно не нужна или может быть значительно упрощена.
Но что же получается, неужели бюрократия непобедима? Отнюдь. Возможность осуществить настоящую, а не фиктивную реформу все же есть. Для этого надо понять, что стоит бояться не численности госаппарата, а скорее исполняемых им избыточных функций. Сокращая эти избыточные функции, мы не только уберем лишних чиновников, которые ими занимаются, но и сможем передать освободившиеся средства в другие сферы государственного управления, где увеличение числа служащих приведет к повышению качества управления, скорости прохождения бумаг, скорости оформления необходимых документов. Да, это экстенсивный путь, но к сожалению, в системе государственного управления именно он работает лучше всего, что подтверждается мировой практикой.
Подготовлено аналитической службой Партии прямой демократии