О введении уголовной ответственности за клевету в интернете
Вчера Госдума приняла во втором и третьем чтениях приняла внесения изменений в ст. 128.1 УК РФ (клевета).
Согласно поправкам, почти все части статьи 128.1 были дополнены таким наказанием, как лишение свободы.
Так, в пункте о публичной клевете либо клевете в СМИ появилось лишение свободы на срок до двух лет, за клевету с использованием служебного положения лишение свободы возможно на срок до трех лет, за клевету об опасном заболевании – на срок до 4 лет, за ложные обвинения в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Глава юридической службы Партии прямой демократии Борис Чигидин комментирует возможные сложности в правоприменении данной нормы права:
Резкое ужесточение уголовной ответственности за клевету (сейчас статья 128.1 УК лишения свободы не предусматривает, в новой редакции почти все ее части дополняются этим наказанием, причем самая тяжкая часть – до 5 лет) вызывает серьезное беспокойство.
Сама конструкция данного состава преступления предполагает, что клеветой признается распространение не любых не соответствующих действительности и порочащих сведений, а лишь заведомо ложных. Иными словами, распространитель таких сведений должен осознавать, что распространяет их именно как ложные, и только в этом случае он может быть признан виновным – заблуждение распространителя относительно их соответствия действительности состава преступления не образует.
Доказывание заведомости – дело весьма непростое, поэтому расследование дел о клевете всегда было сложным, а процент прекращенных дел и оправдательных приговоров по ним – довольно высоким: следствие и суды более или менее последовательно соблюдают букву закона. Однако большой вопрос, сохранится ли эта последовательность после ужесточения наказания. Поскольку чем тяжелее наказание, тем у стороны обвинения в общем случае выше соблазн «срубить палку». Выглядит очевидным риск понижения стандартов доказывания данного элемента состава преступления вплоть до нехитрого формата «осознавал заведомую ложность по факту самого распространения», который называется у специалистов объективным вменением и считается смертным грехом. И хватит ли судам принципиальности поставить заслон такому весьма вероятному понижению стандартов со стороны следствия, большой вопрос.