Цитаты с заседания Общественной палаты Москвы по итогам дистанционного электронного голосования
6 июля состоялось расширенное заседание Комиссии по развитию гражданского общества и общественному контролю Общественной палаты города Москвы, где обсуждалось наблюдение за общероссийским голосованием по поправкам к Конституции Российской Федерации и электронное голосование.
Публикуем цитаты ключевых спикеров.
Алексей Венедиктов немного рассказал о портрете проголосовавшего:
Распределение голосовавших на ДЭГ по возрасту и по полу относительно равномерно. Кстати, 15% голосовавших электронно не участвовали ранее ни в каких голосованиях вообще.
Начальник Управления смарт-проектов Правительства Москвы Артем Костырко подчеркнул, что ключевыми направлениями в дальнейшем развитии системы ДЭГ являются гарантия анонимности голосования, возможность проверки своего голоса и возможность переголосовать:
Разнесение ключевых элементов системы между разными ведомствами должно снять критику относительно подконтрольности всего ДЭГ одному ведомству. Экспертная комиссия должна принимать систему к работе перед днём голосования, проверяя корректность работы ПО на серверах.
Предложения от экспертной рабочей группы будут направлены в Общественную палату.
Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Булаев сообщил, что результаты НИР ЦИК и Ростелекома по внедрению ДЭГ в России будут скоро получены:
К концу года будет готов федеральный ПАК (программно-аппаратный комплекс) ДЭГ с учётом опыта Москвы. В следующем году система ДЭГ может быть введена на федеральном уровне, ПАК ДЭГ не будет ведомственной разработкой под одним оператором.
Основной базой для верификации избирателей должна быть база ЦИК, и сейчас идёт работа по её согласованию с МВД с целью уточнения и исключения ошибок при сверке данных.
Для исключения двойного и тройного голосования за рубежом будет проведена сверка баз внутренних и загранпаспортов. Проголосовавшие несколько раз будут оштрафованы, поскольку сознательное многократное голосование является нарушением закона, и, независимо от целей, такие люди являются провокаторами и нарушителями.
Вряд ли это случится уже 13 сентября, но в ближайшем будущем в электронных голосованиях будут участвовать миллионы избирателей.
Также Николай Булаев высказал сомнительное предположение, что «если человек может сам расшифровать свой голос, то это могут сделать и другие люди, поэтому мы считаем, что проверка собственного голоса не нужна».
Криптография работает не так, поясняет руководитель группы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Проверка собственного голоса – это вопрос очень сложный, и я согласен, что она скорее не нужна, но совершенно по другой причине, не технической, а политической – она открывает возможности для продажи голосов и давления на избирателя.
Обсуждая возможность биометрической идентификации пользователей, Артем Костырко упомянул, что подобный вариант рассматривался, чтобы иметь возможность проверить, что голосует реальный избиратель, но в ближайшее время к её внедрению подготовиться не получится по объективным причинам. По словам Николая Булаева, работа над биометрической базой данных идет:
В том программно-аппаратном комплексе, который сейчас разрабатывается, биометрия взята за основу. Пока нет биометрической базы данных избирателей, но работа над ней идёт, банки и Ростелеком над этим работают.
Результаты НИР по технологиям ДЭГ будут получены ЦИК в ближайшие две недели, её результаты будут опубликованы публично, и по ним будет составляться ТЗ на систему. Уже работают экспертные группы по этому вопросу, в которых можно участвовать.
На едином дне голосования в сентябре даже в случае использования ДЭГ будут соблюдаться все требования по ограничению агитации, дню тишины.
Что касается электронного голосования, то запрос общества на него есть, но мы должны предоставить систему, к которой не будет замечаний. Сейчас основным замечанием избирателей были отказы в допуске к электронному голосованию, это должно быть исправлено, все базы должны быть сопоставлены с реестром избирателей.
Руководитель общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве Илья Массух считает, что вынос инфраструктуры ДЭГ из-под государственного ведомства – это элемент доверия:
Инфраструктура наблюдения должна быть выведена в общественные объединения. Также можно рассмотреть вопрос о создании специального доверенного браузера, который не позволит делать различные технические вещи по нарушению голосования.
Артем Костырко утверждает, что требуется создание нового ТЗ на систему:
Сейчас есть некоторый объём времени, чтобы обобщить все технические задания, в том числе написанные экспертами, и прийти к общему ТЗ на систему, которое мы будем готовы реализовать.
Олег Артамонов подводит итоги того, что необходимо сделать для ДЭГ:
Необходимо прописать регламенты работы наблюдателей именно на электронном участке голосования. Специфика ДЭГ предполагает совершенно другую работу наблюдателей, другие метрики и показатели, на которые нам необходимо смотреть. Сейчас выдача этих показателей строилась практически на прямых договорённостях с ДИТ Москвы как оператором системы, но это должно быть регламентировано. Это позволит как разрешить возможные конфликты между наблюдателями и оператором системы ДЭГ, так и даст понять наблюдателями, не являющимся техническими экспертами, на что именно они должны обращать внимание.