Досудебное обжалование через госуслуги
У правительства появилась интересная идея – предоставить предпринимателям возможность вести спор через портал госуслуг. Именно через портал предлагают обжаловать часть решений органов контроля и надзора в досудебном порядке и дистанционно.
Обжаловать можно будет не все постановления, а только те, что выпустили МЧС, Ростехнадзор и Росздравнадзор, принимающие участие в эксперименте. Предполагается, что эксперимент пройдет с 10 июля 2020 года по 30 июня 2021-го.
Чем данный эксперимент выгоден для бизнеса, судов и госаппарата? Первым он поможет сократить временные и финансовые издержки, вторым – снизить нагрузку по типовым делам. А госаппарат таким образом перераспределит ресурсы правовых департаментов и отфильтрует серьезные и нестандартные проблемы.
В чем суть эксперимента? В сферы пожарного надзора, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарств и медизделий, а также в области промышленной безопасности, энергетического надзора и безопасности гидротехнических сооружений переносят институт досудебного обжалования решений, который сейчас уже используется в налоговой сфере. Процедуру делают автоматизированной: жалобы напрямую подаются в сами госорганы через портал госуслуг в тех случаях, когда лицо не согласно с решениями о назначении плановой или внеплановой проверки, с предписаниями об устранении нарушений, а также с принятием мер по недопущению вреда или прекращению его причинения.
Затем решение по жалобе должно быть принято госорганом в течение двух рабочих дней. Итогом становится либо приостановление исполнения обжалуемых действий, либо отказ в этом.
Таким образом можно сэкономить сумму судебных издержек, проанализировать, какие правоприменительные акты вызывают наибольшее количество жалоб, а также выявить нестандартные проблемы.
Станет ли данная процедура бесплатной экспертизой судебных перспектив обжалования решения, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский:
Во время антикоронавирусных мер в Москве тема электронного оспаривания административных органов уже была опробована и принесла некоторые результаты. Из плюсов я могу назвать такие, как быстрота оспаривания (надо учесть, что систему никто не тестировал при даже стандартной загрузке – функция новая, население ей пользовалось неохотно, да и не все о ней знали). Из минусов – закрытость разбирательства, поскольку стороны не имели возможности проверить, кто же те люди, которые принимают решения. Процедура отвода в таком разбирательстве не предусмотрена, а заинтересованность и служебная аффилированность «арбитров», фактически работающих в тех же муниципальных структурах города, очевидна.
Дополнительно нужно отметить, что такие «административные трибуналы» не обязаны, согласно закону, направлять в компетентные органы материалы в случае выявления признаков преступления, что дает основание рассматривать создание этой системы как попытку скрыть возможные правонарушения чиновников контролирующих органов, если нарушения будут выявлены в ходе пересмотра их решений.
Тем не менее, такая упрощенная процедура оспаривания – шаг в правильном направлении. Она позволяет экономить время и средства заинтересованных лиц. Поскольку право судебного обжалования из Конституции не исключили, то со временем есть шанс получить дополнительную, облегченную процедуру оспаривания решений контролирующих органов, которая сейчас в законе отсутствует (по аналогии с упрощенным производством в арбитражном праве). Вопрос справедливости и законности принимаемых ими решений будет либо подтверждён практикой, либо сама нововводимая структура себя исчерпает.