Итоги электронного голосования. Цитаты из пресс-конференции
Итоги электронного голосования
4 июля состоялась пресс-конференция экспертной группы по проведению дистанционного электронного голосования по поправкам в Конституцию РФ. На голосовании Партия прямой демократии не только выступала в качестве наблюдателей от Общественной палаты РФ в территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования (ТИК ДЭГ), но и сформировала экспертную группу по контролю за ходом и результатами голосования.
Участники экспертной группы:
- Олег Артамонов, член ВКС Партии прямой демократии, наблюдатель на ТИК ДЭГ
- Мона Архипова, независимый эксперт, соучредитель и операционный директор компании «Межрегиональный информационно-расчётный центр»
- Александр Исавнин, независимый эксперт, член Пиратской партии России
- Вячеслав Макаров, генеральный секретарь ВКС Партии прямой демократии, наблюдатель на ТИК ДЭГ
- Сергей Нестерович, независимый эксперт, заместитель главного редактора Агентства Политических Новостей
- Александр Подшивалов, независимый эксперт, член Партии прямой демократии
- Тимофей Шевяков, пресс-секретарь и член ВКС Партии прямой демократии
- Алексей Щербаков, независимый эксперт, соавтор доклада Романа Юнемана «Электронное голосование. Риски и уязвимости»
Приглашённый гость:
- Андрей Ларин, руководитель проекта ДЭГ, ДИТ Москвы
В данной расшифровке мы приводим выдержки и цитаты из выступлений участников.
Вячеслав Макаров рассказал о статусе наблюдателя в электронном голосовании:
Формально наблюдатели не имели вообще никакого статуса. Законодательство о наблюдении за ЭГ на сегодняшний момент в сколь-нибудь явном виде не существует. Наша партия подписала соглашение с Общественной палатой о нашем наблюдении на выборах, и уже коллеги из ОП договаривались о нашем статусе. Целый ряд лиц шли нам навстречу там, где могли. По сути, это результат доброй воли большого количества людей, участвовавших в ЭГ. В реальности наш статус наблюдателей позволил общаться с ДИТ Москвы напрямую, задавать вопросы по ходу голосования и иметь возможность публично озвучить нашу позицию.
Мы уже начали обсуждение законодательства по ДЭГ с Общественной палатой. Процедуру согласования еще нужно обсуждать, но мы надеемся выработать наши предложения, сформулированные с помощью юристов, в том числе и по поводу доступа наблюдателей к серверам. По текущему избирательному законодательству мы ничего не можем требовать. Законодательство в части электронного голосования невозможно изменить по причине его отсутствия, его нужно написать.
И если к сентябрю 2021 года те проблемы, о которых мы сейчас говорим, не будут устранены, я буду первым, кто выйдет на площадь с плакатом «скажем нет электронному голосованию».
Олег Артамонов выступил со списком наблюдений и замечаний от группы экспертов:
С технической точки зрения система работает стабильно. Более того, мы, как эксперты, были приятно удивлены таким результатом – особенно с учётом 100-кратного роста нагрузки по сравнению с голосованием МГД 2019.
Существенных отказов самой электоральной системы не зафиксировано. Был получасовой отказ утром 25 числа «обложки» сайта голосования, при этом само голосование продолжало работать по прямой ссылке. Были два технических отказа системы мониторинга для наблюдателей – избиратели при этом ничего не заметили, сложности были только для наблюдателей.
Что вызывало недовольство избирателей: отказ в регистрации на голосование. Главной причиной отказа избирателям в допуске к голосованию стало несовпадение данных в базах различных ведомств, например, ошибки в адресах, в паспортных данных. Таких отказов было около 40 тысяч.
На втором месте – дублирование заявлений. Из-за возможности использования и mos.ru, и Госуслуг около 26 тыс. избирателей подали заявление через оба сервиса, в более позднем им было отказано, удовлетворялось только первое поданное. Из-за недостаточно подробного информирования многие избиратели решили, что им в голосовании отказано полностью, а не только по одному из двух заявлений, поскольку отказы были сформулированы недостаточно четко.
Возможность проголосовать дважды, и электронно, и обычным способом – это нестыковки в работе с обычными УИК. Из-за 1,6 млн. открепительных удостоверений в одной только Москве (1,1 млн. из них по ДЭГ) в некоторых УИК не успели учесть все открепительные, в некоторых были ложно учтённые избиратели, например, при полном совпадении ФИО. Такие случае единичны, но они есть, их причиной является резко возросшая нагрузка на УИКи, не привыкшие к такому объему открепительных заявлений. Такая ситуация возможна и полностью оффлайн, например, некоторые люди голосовали на своем участке и на том, куда взяли открепительный лист.
Около 1,7 % бюллетеней выданы, но результаты по ним не получены. Либо человек не голосовал, либо не удалось отправить результат. Первое вполне нормально, на оффлайновых участках также есть люди, которые не голосуют и забирают с собой бюллетень. Что касается второго варианта – к сожалению, не было достаточно подробного информирования людей о работе системы – и у тех, кто в случае сбоя пытался закрыть и снова открыть браузер, система считала, что бюллетень был использован избирателем. Повторно выдать его нельзя, это требование 67-ФЗ.
Поступают единичные сообщения о голосовании под давлением, с обещанием руководства предприятий получить список голосов сотрудников через Госуслуги. На данный момент у нас нет никаких сведений, позволяющих утверждать, что это возможно. В блокчейне не сохраняется информация о личности проголосовавшего, по нему невозможно установить, кто именно какой голос отдал. Информация о возможности самостоятельной проверки поданного голоса соответствует действительности, но проверить его может только человек, непосредственно этот голос подавший, если в момент его подачи он записал выданный ему случайный идентификатор.
Что касается опасений подмены голосов, то ни наблюдатели, ни операторы системы не знают до самого конца голосования, за какой вариант вы проголосовали. Отданный голос шифруется на вашем устройстве, для его расшифровки нужен ключ, собираемый из нескольких частей, которые сейчас находятся у нескольких независимых людей – в том числе у представителей движения «Голос». До окончания голосования узнать его результаты невозможно. После окончания, если вы воспользовались упомянутой выше инструкцией, вы сможете сами проверить, правильно ли учтён ваш голос.
Что касается сообщений о скупке SIM-карт и баз данных для подставного голосования, то аккаунты, созданные после 5 июня, к голосованию допущены не были. Таких аккаунтов — около 15 тыс. штук, что относительно немного. Тем не менее, это временная, разовая мера, в долгосрочной перспективе она неэффективна.
Олег Артамонов о дальнейшем развитии системы и о том, что необходимо сделать:
- Система должна быть выведена на федеральный уровень и распределена между несколькими игроками. Полный контроль над системой одного оператора – неправильная ситуация, так как потенциально этот оператор может злоупотребить своим положением с целью компрометации системы (фальсификации результатов, нарушения тайны голосования). Технически, по словам авторов, система уже готова к такой эксплуатации.
- В системе должны быть реализованы меры защиты в соответствии с действующим законодательством по защите информации ГИС, а по окончании реализации защитных мер, но до введения системы в промышленную эксплуатацию, она должна быть аттестована в качестве ГИС и пройти проверку ФСТЭК и других причастных служб.
- Система должна быть документирована, должны быть в соответствии с действующими ГОСТами и принципом достаточности информации описаны её параметры, алгоритмы, программные интерфейсы.
- Должна быть продумана, регламентирована и введена система надёжной верификации избирателя, например, возможность голосования только через верифицированный аккаунт Госуслуг, чтобы устранить возможность подставных голосований в будущем.
- Система должна располагаться в выделенных специально под неё ЦОД, для которых предусмотрен режим доступа наблюдателей и меры по контролю за неизменностью выполняемого на серверах кода. Сейчас система работает на обычных ЦОД, в которые допуск наблюдателей не регламентирован.
- Должны быть регламентированы права и обязанности наблюдателей на ТИК ДЭГ с учётом специфики электронного голосования, например, доступ к данным, порядок отчётности операторов системы о реагировании на инциденты и технические сбои, и так далее.
- Должно быть существенно расширено и улучшено информирование избирателей о регламенте проведения ДЭГ, причинах отказов, действиях избирателя при этих отказах, механизмах защиты результатов голосования, обнаружения подмены голосов и т.п.
- Должен быть рассмотрен вопрос об адаптации избирательного законодательства к техническим особенностям ДЭГ, например, возможности многократного голосования одного и того же избирателя с учётом только последнего поданного им голоса. Это решило бы вопрос и с 1,6 % «испорченных» бюллетеней, и с голосованием под давлением.
- Должна быть в явном виде описана модель угроз ДЭГ и меры по нейтрализации этих угроз, от технических сбоев и внешних атак до манипуляций со стороны обслуживающего персонала. Меры как технические, так и, например, регламенты по аннулированию части бюллетеней.
- Применение системы ДЭГ должно быть расширение на региональные выборы, а также региональные и федеральные опросы общественного мнения. Должна проводиться последовательная цифровизация УИК.
- С целью реализации этих мер должна быть разработана и публично обсуждена с участием экспертов дорожная карта по развитию и внедрению ДЭГ в России на период 2020–2024 г.г.
Тимофей Шевяков (не был наблюдателем на ТИК ДЭГ, но обладает 25-летним стажем в избирательных кампаниях), рассказывает, как оценивает электронную систему:
Результаты электронного голосования не вызывают вопросов по их достоверности. По Москве результаты электронного и бумажного голосования практически совпадают, в Нижнем Новгороде выше процент проголосовавших против электронно, подозреваю, что это более молодые и оппозиционно настроенные избиратели.
Если посмотреть на статистику на сайте ЦИК, то есть вопрос по ряду комиссий. К примеру, в Казани явка по всем участкам примерно одинаковая, а количество бюллетеней в урнах соответствует количеству выданных. По ряду ТИКов идут очень ровные цифры «за», и это странно. Хотя, порой, большой разрыв только кажется подозрительным, а ничего такого в нем нет. К примеру, на УИК 3673 в Тверском районе г. Москвы было отдано 97% за – а это изолятор временного содержания на Петровке, 38.
Если сравнивать электронное и бумажное голосование, то сравнение получится в пользу электронного. За бумажным голосованием сложнее наблюдать. Длительное голосование позволяет мобилизовать электорат по максимуму, что дает возможность обеспечить эффективность результата, но эта схема уязвима именно для бумажного голосования, так как оставляет лазейку для недобросовестных людей.
Могу сказать, что за электронным голосованием будущее. Но впереди длительный путь, который, надеюсь, мы проделаем.
Александр Исавнин, состоящий в экспертах ДИТ и в отдельной экспертной группе, а также участвовавший в техгруппе при штабе наблюдения при ОП на выборах в Московскую думу 2019 года, считает, что разработчики ДИТ не стали более открытыми:
Открытый код – это лишь малая часть того, что исполняется в браузере. Что исполняется на сервере, наблюдателям неизвестно. ДИТ ссылается на информационную безопасность, но сама система голосования к критической структуре не относится.
Также мы не знаем, что логировалось и что сохранилось, у наблюдателей не было доступа к этой информации. Даже регламента, как должны храниться либо уничтожаться логи голосования, не существует.
Вся выборная система – это черный ящик, который работает неизвестно как.
Основной недостаток – это полная подконтрольность выборов представителям исполнительной власти, соответственно, независимости нет.
А главный вопрос – это формирование списка избирателей. С бумажными списками избирателей члены комиссии могут проверить паспорт: там и возраст, и место регистрации. А в ЭГ для этого ничего не было сделано, а часть требований в сравнении с прошлым годом была ослаблена. В прошлом году требовался верифицированный аккаунт на Мос.ру, в этом году требование отменили, что предоставляло теоретическую возможность третьим лицам зарегистрировать аккаунты по персональным данным.
К тайне голосования относится и сам факт голосования. На Госуслугах работодатель по номеру паспорта мог это проверить, что нарушает тайну голосования.
Я работаю с ДИТ и ЭГ уже второй раз и не вижу желания у разработчиков делать систему прозрачнее для наблюдателей и четко описывать все протоколы и регламенты. Выводить эту систему на федеральный уровень нельзя ни в коем случае. Но мы готовы продолжать работать, надеюсь только, что система будет другая, не та, что применяется сейчас.
Алексей Щербаков, который был экспертом на голосовании в Мосгордуму, рассказывает, какие видит риски и перспективы для электронного голосования:
Я воспринял эту систему как нефинальную, поскольку она была непрозрачной для наблюдателей. Нам нужно понимать, какой код где исполняется, как устроено логирование. Нас пригласили за пару недель до голосования, многое мы просто не успевали сделать. Сама система работала хорошо, но справится ли она? Насколько близко мы пришли к пределу возможностей блокчейна? Требуется направить больше усилий на то, чтобы сделать голосование более прозрачным. Пока люди будут думать, что все контролируется, они не смогут использовать систему и ее преимущества.
Александр Подшивалов о том, почему мы должны верить в тайну голосования:
Тайна голосования, которая волнует довольно многих избирателей и экспертов, действительно держалась на честном слове ДИТа. Это сложно назвать виной разработчиков и эксплуатантов системы – так уж получилось, что занимается этим ровно одно ведомство, а надо разделять систему как минимум на две части – чуть дальше станет понятно, почему, но Александр Исавнин действительно много раз задавал вопрос об этом, а ответов лучше, чем “поверьте нам на слово” техническая рабочая группа так и не получила. Опять же, отмечу, вслед за Олегом, что фактов нарушения тайны голосования пока никто не зафиксировал.
С другой стороны – некоторые технические меры для защиты тайны голосования были приняты.
Чуть подробнее опишу протокол голосования – при этом постараюсь изложить это все максимально упрощенно. Основаны все эти протоколы на криптографии с открытым ключом – здесь знать о ней надо лишь то, что используется пара из открытого и закрытого ключа, таких, что сообщение, зашифрованное открытым ключом, можно расшифровать только с помощью закрытого, и наоборот – если сообщение зашифровано закрытым ключом, то оно расшифровывается открытым. Закрытый ключ обычно держится в секрете, а открытый доступен всем.
Итак, для начала – подготовка к голосованию, которая с точки зрения криптографии состоит в том, что создается пара из открытого и закрытого ключа. Закрытый ключ разделяется на части, которые передаются членам избирательной комиссии – а они, как и на обычных выборах, представляют самые разные политические силы – например, в этот раз одним из членов комиссии был Григорий Мелконянц из “Голоса“. Главное здесь это то, что закрытый ключ не будет известен никому вплоть до момента его “сборки” – а открытый ключ, наоборот, будет опубликован во время голосования.
Дальше происходит собственно голосование – пройдя авторизацию на “Госуслугах” или mos.ru, избиратель получает от сервера регистрации уникальный номер (GUID) и перенаправляется на сервер голосования. Сервер голосования – это приложение ballot (обратите внимание, что работало оно на другом домене – авторизация происходила на 2020og.ru, а собственно голосование – на elec.moscow, можно считать это демонстрацией возможности разделения авторизации и голосования), Там создается пара из “пользовательского” открытого и закрытого ключа, случайным образом выбирается значение nonce, подписывается сообщение из выбора избирателя и nonce с помощью закрытого ключа избирателя, и далее пара из зашифрованного таким образом сообщения и открытого ключа избирателя зашифровывается еще раз, для чего используется открытый ключ системы голосования.
Затем пара из GUID и зашифрованного голоса отправляется на сервер голосования, где GUID проверяется на достоверность – что он действительно был выдан сервером регистрации, и по нему еще не голосовали, а зашифрованный голос в случае успешной проверки сохраняется – в данном голосовании в блокчейн, но в принципе это может быть любая база данных или вообще файлик на диске. Списки проголосовавших избирателей доступен наблюдателям, список зашифрованных голосов – вообще всем (в ходе голосования на специальном сайте транслировались транзакции блокчейна, а раз в полчаса они выгружались в файлы csv).
По окончании голосования собирается закрытый ключ системы голосования и голоса избирателей расшифровываются.
Попробуем теперь перечислить свойства такой системы.
Получить GUID и проголосовать могут лишь зарегистрированные избиратели – это обеспечивается не только криптографией, но и тем, что авторизацией пользователей занимаются “Госуслуги”;
Cервер голосования не может «вбрасывать» в хранилище голоса по своему усмотрению – их не может быть больше, чем на сервере авторизации было создано GUID’ов (список избирателей с отметками, кто голосовал, а кто нет, доступен для просмотра наблюдателям, как и на обычных «бумажных» выборах);
В ходе голосования голос пользователя расшифровать нельзя (и, допустим, отклонить его под видом технической ошибки);
После голосования голос пользователя нельзя изменить (так как никому, кроме самого пользователя, неизвестен закрытый ключ – и то для его сохранения надо предпринять некие усилия);
Каждый голосовавший может найти свой голос в опубликованных результатах;
Каждый может самостоятельно проверить правильность подсчета голосов;
Если сервер авторизации не сохраняет выданные пользователям GUID’ы, а сервер голосования не сохраняет связку между GUID и голосом (тут придется поверить разработчикам и эксплуатантам на слово – но скорее всего, это так) – никто не может узнать, какой голос принадлежит какому пользователю. Кстати, обращу внимание, что для раскрытия тайны голосования требуются согласованные действия операторов сервера авторизации и голосования – собственно, поэтому этот протокол и называется “протоколом двух агентств”.
Собственно, это то, что требуется от системы тайного электронного голосования – и хочу заметить, что нигде здесь не требуется блокчейн, можно было бы обойтись лишь выгрузкой списков избирателей и зашифрованных голосов с некоторым интервалом.
Мона Архипова оценивает электронное голосование с точки зрения информационной безопасности и защиты от внешних атак не столь же позитивно, как ее коллеги:
Нам показали результаты теста на безопасность и с моей точки зрения, они неудовлетворительны. У меня нет вопросов к технике, система улучшилась. А с точки зрения безопасности все печально:
Либо внутренний злоумышленник, либо технический специалист может влезть в эту систему изнутри. Ряд базовых вещей на сетевом уровне защиты также не был закрыт, а это простые стандарты безопасной конфигурации сетевого оборудования.
К моменту старта голосования не была исправлена часть практических вещей. Мы не можем однозначно утверждать, что проникновения на сервера не было и с ними ничего не происходило. Если бы логи отдавались на неподконтрольную ДИТ площадку, это можно было бы решить. Плюс в периметре все сертифицировано, а логи отдавались в несертифицированное приложение.
Все выглядит не так уж и плохо, но по безопасности работать и работать, надеюсь, комментарии нашей экспертной группы будут учтены и все будет решено к следующему ДЭГ.
В некой статье говорится, что постфактум после проведения голосования исключались голоса, если номер телефона не прошел проверку.
Андрей Ларин отвечает на высказанные экспертами вопросы и опасения и уверяет, что информационная безопасность системы при разработке ставилась во главу угла:
От внутренних нарушителей мы блокировали доступ с помощью организационно-технических мер, все системы были зарезервированы.
Что касается прозрачности, мы не могли выложить определенные части, некоторыми техническими деталями и подробностями нельзя делиться публично из-за уязвимостей.
Какие логи сервера предоставлять наблюдателям? Их было порядка пятисот. Непонятно, предоставлять ли их все.
Мы всегда открыты к предложениям о том, как сделать все еще более публичным, но думайте об этом в разрезе информационной безопасности, мы не можем раскрыть все, чтобы защититься от злоумышленников.
Документация необходима, ее нужно будет подготовить и предоставить. Но опять же, не всю целиком.
У нас есть возможность масштабирования, в том числе и кодов блокчейна. Это не проблема, а задача. Система реализована таким образом, чтобы ее можно было масштабировать до 50 миллионов пользователей.
На данный момент у нас в законодательстве не закреплено право проверить свой голос.
Эксперимент по ЭГ продлен до 22 года. Хочется сказать всем спасибо за ваш большой вклад.
Видео с избранными цитатами спикеров — ниже: