Сервис для распознавания фейковых новостей от «Роспечати»
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) замахнулось на амбициозный проект, предложив создать агрегатор, который будет отслеживать фейковые новости. Как сказано в письме замруководителя Роспечати Ильи Лазарева, направленном в курирующее ведомство Минкомсвязь 31 июля, распознавать фейки предлагается с помощью искусственного интеллекта.
Идея такая: агрегатор сопоставляет относящиеся к сообщению факты и выявляет «неверные», учитывая источник и время публикации, ссылки и прочие факторы. Пользоваться сервисом, предполагается, смогут и надзорные ведомства, и частные лица и организации.
Разработка сервиса обойдется в 94 миллиона рублей, займет два с лишним года и пройдет в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект».
О степени амбициозности проекта позволит судить тот факт, что даже Facebook, самая большая соцсеть в мире, до сих пор не смогла создать эффективный машинный алгоритм для борьбы с фейковыми новостями. Там используются обращения читателей, отмечающих новость как предполагаемо недостоверную.
Насколько реальна подобная инициатива, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Василий Ансимов:
Агрегатор фейковых новостей – одна из трех инициатив Роспечати в рамках задания Минкомсвязи РФ, которое по поручению Путина формирует паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект». Еще две инициативы – цифровой нотный архив и сервис потоковой проверки качества видеоконтента «Орфей».
Создать реальный искусственный интеллект может лишь свободная частная инициатива, стремящаяся к профессиональной самореализации и прибыли, либо «шарашка» по требованию вождя авторитарного государства. В России нет ни первого, ни второго, а их подмена бюрократией не принесет ничего, кроме фиктивной отчетности, прикрывающей разворовывание бюджета под видом «освоения». Исправить это положение может только прямая демократия, при которой гражданское и экспертное сообщество будет дополнять систему государственного управления с помощью электронных референдумов – отсекая нерациональные инициативы, генерируя адекватные проекты и контролируя расходы на их реализацию.
Что касается конкретных инициатив Роспечати, то предлагаемый алгоритм, учитывающий количество фактов, авторитетность источника и наличие медиаконента, грозит записать в фейки 90% всех уникальных сообщений, опубликованных не в центральных СМИ. Под определение фейка может попасть любая «недостаточно авторитетная» новость, а также любой пост в соцсети, автор которого высказывает собственное мнение на «общественно значимую» с точки зрения государства тему: о вакцинации, коронавирусе, цифровизации, дистанционном образовании и т.п., либо публикует свидетельство очевидца.
То, что аналог такой разработки не смог создать даже Facebook, не должно смущать, так как Роспечать и не думает о реализации – она просто на автомате исполняет поручение, во-вторых, осваивает 94 млн. Преследование граждан, если и произойдет, то как побочный «непредвиденный» эффект.