Что предпочитают россияне, удаленку или офис?

Недавний опрос, про­ве­ден­ный IDF Eurasia сре­ди 3400 чело­век из более 130 ком­па­ний мало­го и сред­не­го биз­не­са, про­де­мон­стри­ро­вал инте­рес­ный факт: более поло­ви­ны (63%) рабо­та­ю­щих уда­лен­но во вре­мя каран­тин­ных меро­при­я­тий рос­си­ян хоте­ли бы вер­нуть­ся в офис как мож­но быст­рее. А началь­ство и кад­ро­ви­ки отме­ти­ли в тот же пери­од сни­же­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да на 35%.

Что умень­ша­ло про­из­во­ди­тель­ность тру­да при дистан­ци­он­ной рабо­те? Больше все­го люди ску­ча­ли по живо­му обще­нию (37%), 33% впа­ли в апа­тию либо депрес­сию, а еще 30% отвле­ка­лись на домо­чад­цев, еду и теле­ви­зор. Впрочем, пред­ста­ви­те­ли IT-профессий наобо­рот уве­ли­чи­ли про­из­во­ди­тель­ность тру­да на 17%, посколь­ку усид­чи­во­сти им не занимать.

Работодатели реша­ли про­бле­му сни­жен­ной про­из­во­ди­тель­но­сти мето­да­ми кну­та и пря­ни­ка: 55% вве­ли нема­те­ри­аль­ные поощ­ре­ния, 10% доба­ви­ли сотруд­ни­кам обу­че­ния и нефор­маль­но­го обще­ния, а 22% – вве­ли штраф­ные санкции.

Об уда­лен­ной рабо­те рас­суж­да­ет Виктор Мысь, неза­ви­си­мый экс­перт и руко­во­ди­тель IT компании:

Сейчас в силу «духа вре­ме­ни» уда­лен­ную рабо­ту нача­ли рас­смат­ри­вать как нечто новое. На самом деле для мно­гих сфер, к при­ме­ру, для IT, она уже дав­но в поряд­ке вещей. Понятное дело, что для сле­са­ря или свар­щи­ка «уда­лен­ка» не под­хо­дит в прин­ци­пе, но для боль­шин­ства офис­ных работ­ни­ков она более чем реаль­ный фор­мат. На мой взгляд, про­бле­мы свя­за­ны не с депрес­си­я­ми или дру­ги­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми момен­та­ми, а с куда более про­за­ич­ны­ми веща­ми, таки­ми, как неком­пе­тент­ность сотруд­ни­ков и руко­во­ди­те­лей. Просто фор­мат «уда­лен­ки» все эти про­бле­мы выта­щил на поверхность.

Многие сотруд­ни­ки ходят на рабо­ту, что­бы «выси­жи­вать часы», а в уда­лен­ной рабо­те это ста­но­вит­ся очень замет­но. Логично, что руко­вод­ство обра­ща­ет на это вни­ма­ние и воз­ни­ка­ют проблемы.

Для руко­во­ди­те­лей же, в свою оче­редь, тоже вста­ет ряд про­блем, таких, как кон­троль и рас­чет вме­ня­е­мо­го KPI – это дей­стви­тель­но слож­но осу­ще­ствить во мно­гих сфе­рах. В ито­ге воз­ни­ка­ет про­бле­ма: руко­во­ди­тель не может внят­но ста­вить зада­чи и оце­ни­вать их. К чему это при­во­дит, думаю, понятно.

Я думаю, что в ито­ге ситу­а­ция ска­жет­ся на биз­не­се пози­тив­но. Гибкие и силь­ные выжи­вут, смо­гут опти­ми­зи­ро­вать рас­хо­ды и осво­ят авто­ма­ти­за­цию, а те, кто не смо­жет пере­стро­ить­ся под объ­ек­тив­ную реаль­ность – уйдут с рынка.

Александр Подшивалов, неза­ви­си­мый экс­перт, так­же ком­мен­ти­ру­ет ситу­а­цию с уда­лен­ной работой:

Лишний раз пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ность убе­дить­ся, что «дока­ран­тин­ные» мне­ния об «уда­лен­ке» как о суще­ствен­ном бону­се для сотруд­ни­ка не совсем согла­су­ют­ся с реаль­но­стью. Внезапно выяс­ня­ет­ся, что орга­ни­зо­вать в домаш­них усло­ви­ях пол­но­цен­ное рабо­чее место про­бле­ма­тич­но – не все, подоб­но про­фес­со­ру Преображенскому, могут похва­стать­ся отдель­ным рабо­чим каби­не­том. Заодно воз­ни­ка­ет мно­же­ство мел­ких про­блем – «отвле­ка­ю­щих фак­то­ров» в тер­ми­но­ло­гии опро­са. Офисная рабо­та от этих отвле­ка­ю­щих фак­то­ров тоже не пол­но­стью сво­бод­на (шум­ный опен­спейс сам по себе может быть куда боль­шим отвле­ка­ю­щим фак­то­ром, чем пере­чис­лен­ные в ста­тье «необ­хо­ди­мость общать­ся с домо­чад­ца­ми, теле­ви­зор, регу­ляр­ные при­е­мы пищи»), но они вос­при­ни­ма­ют­ся как есте­ствен­ная часть рабо­че­го процесса.

Реакция руко­во­ди­те­лей доволь­но пред­ска­зу­е­ма – мно­гие ска­ты­ва­ют­ся в гипер­кон­троль и мик­ро­ме­недж­мент – вплоть до еже­днев­ных мно­го­ча­со­вых созво­нов. Само по себе при­сут­ствие на рабо­чем месте «успо­ка­и­ва­ю­ще» дей­ству­ет на руко­во­ди­те­ля, пусть даже раз­но­об­раз­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что непо­сред­ствен­но рабо­чи­ми вопро­са­ми мно­гие офис­ные работ­ни­ки могут зани­мать­ся лишь часть офи­ци­аль­но­го рабо­че­го вре­ме­ни. Если же сотруд­ни­ка «не вид­но» – мно­гие пред­по­ла­га­ют, что он и вовсе не рабо­та­ет, отсю­да и жела­ние посто­ян­но­го кон­тро­ля, кото­рый зача­стую тор­мо­зит работу.

Общение через все­воз­мож­ные мес­сен­дже­ры и элек­трон­ную почту – еще один аспект «уда­лен­ки» – ока­зы­ва­ет­ся мало­эф­фек­тив­ным, и, веро­ят­но, вли­я­ет на сни­же­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да. Стоит отме­тить и воз­ни­ка­ю­щее из-за тако­го обще­ния «раз­мы­ва­ние» рабо­че­го вре­ме­ни, когда вме­сто стан­дарт­но­го рабо­че­го дня «с 9 до 18» рабо­чие вопро­сы неред­ко могут обсуж­дать­ся и вне это­го периода.

На фоне все­го это­го жела­ние почти 23 опро­шен­ных вер­нуть­ся к «нор­маль­ным», дока­ран­тин­ным усло­ви­ям рабо­ты не выгля­дит удивительным.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.