Нужно ли продлевать каникулы для бизнеса?
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов обратился к правительству с просьбой о продлении антикризисных мер поддержки бизнеса, введенных во время пандемического кризиса. Он просит об увеличении срока действия отсрочек по налогам для малых и средних компаний, кредитных каникул и моратория на банкротства.
67% российских компаний заметили, что спрос на их товары и услуги упал. Многие бизнесы так и не выбрались из кризисно-карантинной стагнации. По данным ФНС, еще в апреле количество активных касс у предприятий сократилось на 45%, выручка у фирм и ИП упала на 40% и смогла вернуться к докризисным показателям только в июле.
Что же предлагает бизнес-омбудсмен:
- продлить до конца 2021 года отсрочки по налогам и взносам для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, срок уплаты которых наступил/наступает в 2020 году,
- распространить отсрочки для предприятий, не вошедших в этот перечень, если их выручка упала на 30% за второй и третий квартал 2020 года по сравнению с выручкой за четвертый квартал 2019 и первый квартал 2020 года.
Существующие налоговые отсрочки действуют только до конца 2020 года, но, согласно опросу, проведенному аппаратом бизнес-омбудсмена, 40,5% предпринимателей предполагают, что до конца года не восстановятся настолько, чтобы выполнить обязательства перед государством в полном объеме.
Конечно, Федеральная налоговая служба уже оказала поддержку 1,9 млрд МСП пострадавших отраслей, но бизнесу явно требуется больше времени на восстановление и постепенные выплаты, а не единовременное существенное увеличение налоговой нагрузки.
- продлить на шесть месяцев и мораторий на банкротства для предприятий малого и среднего бизнеса либо, как вариант, предусмотреть для пострадавших от пандемии предприятий упрощенную процедуру банкротства.
Сейчас мораторий на банкротства действует до октября, распространяясь только на отдельные, наиболее пострадавшие отрасли. Если его не продлят, банкротами могут объявить себя 10–20% предприятий. Но в имеющемся формате это фактически «банкет за счет кредиторов», которые не могут начислять пени за просроченные и невыполненные обязательства, что может привести уже к их неплатежеспособности.
- создать «банк плохих долгов», который позволил бы списывать долги, возникшие из-за связанных с эпидемией форс-мажорных обстоятельств, не ухудшая кредитную историю.
В чем же несовершенство предложений Уполномоченного по правам предпринимателей? Рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Письмо Бориса Титова, направленное в адрес Правительства РФ, в изложении РБК, несомненно, содержит нужные сейчас предложения, но это только часть фундамента, необходимого для спасения экономики нашей страны.
Первая проблема последних месяцев состоит в том, что все подобные предложения сводятся к неким полумерам. Говорим о налоговых отсрочках для МСП, но не говорим о необходимости восстановления платежеспособного спроса населения. А весь ли бизнес выплатит в итоге налоги, если только откладывать сроки их уплаты, не решая тех проблем, которые позволили бы бизнесу восстановиться?
Кризис можно пережить, но что делать с экономикой страны в целом? А она, к слову, падает с 2011 года.
Кстати, если говорить о кризисах, в нашей стране они случаются с периодичностью в 5–10 лет (1992. 1998, 2008, 2014 гг.). А это вторая проблема последних месяцев – рассматривать экономическую ситуацию только через призму коронакризиса, но не анализировать проблему в целом.
Ныне существующая схема достаточно проста: мировая экономика растет, и мы вслед за ней тоже немного подрастаем, заработанное аккуратно складываем в «кубышку», практически ничего не вкладывая в развитие экономики. Мы копим, но ничего не вкладываем. Далее – кризис, распечатываем кубышку, тратим часть накопленного на борьбу с кризисом, ждем роста мировой экономики и снова с ней немного подрастаем.
Копим, но не вкладываем… Следует упомянуть монетизацию российской экономики (показатель развития финансовой системы и экономики страны). Коэффициент монетизации в России в 2018 году составил 43,22%. Для сравнения, в Китае этот показатель составляет 198,04%, в Японии 184,87%. При значении коэффициента менее 50% принято полагать, что денежных средств недостаточно для проведения расчетов в экономике.
На графике наглядно видно, что проблемы в экономике начались не с пандемии коронавируса, а в 2011 году. Если раньше экономика подрастала вслед за американской, потому что увеличивался спрос на сырье, то с 2011 года ситуация поменялась. На графике видно, что американская экономика растет, в то время как наша падает.
Сейчас многие говорят, что текущие экономические проблемы – это следствие пандемии, но это не так. Рецепты восстановления и оздоровления экономики могут быть достаточно просты. Увеличение монетизации экономики до уровня ведущих экономик мира. Нужны длинные инвестиционные деньги под низкий процент и на длительный срок, ведь без этого условия практически невозможно создать ни одно производство. Необходимо снижение налогов для бизнеса. Импортозамещение, которое логично вытекает из вышеперечисленных мер, а это создание дополнительных рабочих мест, увеличение платежеспособного спроса и повышение доходов населения, и, как итог, мы получим рост экономики в целом.