Правительство понизило планку для нацпроекта МСП

Три меся­ца назад пре­зи­дент пору­чил пра­ви­тель­ству скор­рек­ти­ро­вать целе­вые пока­за­те­ли нац­про­ек­тов в свя­зи с пан­де­ми­ей, и вот – были опуб­ли­ко­ва­ны новые цели и цифры.

Главным целе­вым пока­за­те­лем нац­про­ек­та МСП назы­ва­ют коли­че­ство заня­тых в малом и сред­нем биз­не­се. К 2024 году это чис­ло долж­но достиг­нуть 23,5 млн чело­век, что на 1,5 млн мень­ше, чем пла­ни­ро­ва­лось изна­чаль­но, пишут «Известия».

Безусловно, вос­ста­нав­ли­вать­ся эко­но­ми­ка будет не в самом быст­ром тем­пе. Макропрогноз Минэкономразвития не пред­по­ла­га­ет зна­чи­тель­но­го роста ВВП в бли­жай­шие годы. Следовательно, бази­ру­ю­щи­е­ся на нем цели нац­про­ек­тов тоже авто­ма­ти­че­ски ста­но­вят­ся ниже.

Новые зада­чи были постав­ле­ны пра­ви­тель­ством и по чис­лу заре­ги­стри­ро­ван­ных фирм: к 2024 году их при­рост хотят уве­ли­чить на 1 млн в год плюс пла­ни­ру­ют отсле­жи­вать дол­го­веч­ность их суще­ство­ва­ния и повы­шать коли­че­ство тех, кото­рые не закро­ют­ся пря­мо сра­зу после откры­тия, а про­ра­бо­та­ют хотя бы до кон­ца года.

Также нац­про­ект уста­нав­ли­ва­ет и такой пока­за­тель, как выруч­ка ком­па­ний из сек­то­ра МСП, еже­год­ный при­рост обо­ро­та кото­рой дол­жен состав­лять не менее 3%. Оказывать под­держ­ку мало­му биз­не­су пла­ни­ру­ет­ся не менее чем на 900 млрд руб­лей в год.

Насколько дости­жи­мы новые цели нац­про­ек­та? Рассуждает член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

Понижение пра­ви­тель­ством план­ки по глав­но­му целе­во­му пока­за­те­лю нац­про­ек­та МСП сви­де­тель­ству­ет о тяже­лом поло­же­нии мало­го и сред­не­го биз­не­са в нашей стране, вызван­но­го коро­на­кри­зи­сом. Несомненно, пла­ны при­шлось скор­рек­ти­ро­вать, но и их кор­рек­ти­ров­ка не силь­но изме­ня­ет докри­зис­ный под­ход к МСП.

Ранее Минэкономразвития пред­по­ла­га­лось, что к кон­цу 2024 года в МСП будет тру­дить­ся 25 млн чело­век, а на сего­дня в этом сег­мен­те чис­лит­ся 21 млн работ­ни­ков. Но мно­гое зави­сит от того, какую же всё-таки эко­но­ми­ку мы строим?

Социальная рыноч­ная эко­но­ми­ка – это доля госу­дар­ства не выше 35% (у нас сей­час до 70%), доля сред­не­го и мало­го биз­не­са – 50% (у нас 20%). Если в даль­ней­шем эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка будет бази­ро­вать­ся на кон­тро­ле за дохо­да­ми и акцен­тах на одних лишь наци­о­наль­ных про­ек­тах, то воз­ни­ка­ет опа­се­ние, что на выхо­де полу­чит­ся та же самая мед­лен­ная эко­но­ми­ка с её извест­ны­ми и нере­шен­ны­ми проблемами.

Но даже и этих новых скор­рек­ти­ро­ван­ных пока­за­те­лей по МСП нуж­но будет поста­рать­ся достичь в усло­ви­ях, когда высо­ких тем­пов вос­ста­нов­ле­ния эко­но­ми­ки после коро­на­кри­зи­са не ожи­да­ет­ся. В этой свя­зи перед пра­ви­тель­ством сто­ит непро­стая задача.

Но цель вполне дости­жи­ма, необ­хо­ди­мо толь­ко выпол­нить сле­ду­ю­щие усло­вия:
- нуж­ны длин­ные инве­сти­ци­он­ные день­ги под низ­кий про­цент и на дли­тель­ный срок;
- сни­же­ние нало­гов для биз­не­са;
- устра­не­ние адми­ни­стра­тив­ных барье­ров;
- уве­ли­че­ние моне­ти­за­ции эко­но­ми­ки до уров­ня веду­щих эко­но­мик мира.

К сло­ву, коэф­фи­ци­ент моне­ти­за­ции в России в 2018 году соста­вил 43,22%. Для срав­не­ния, в Китае этот пока­за­тель состав­ля­ет 198,04%, в Японии 184,87%. При зна­че­нии коэф­фи­ци­ен­та менее 50% при­ня­то пола­гать, что денеж­ных средств недо­ста­точ­но для про­ве­де­ния рас­че­тов в эко­но­ми­ке. В свя­зи с этим хочет­ся наде­ять­ся, что пра­ви­тель­ству удаст­ся дого­во­рить­ся с Центробанком о сти­му­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки через про­ве­де­ние более гиб­кой и мяг­кой денежно-кредитной политики.

Поделиться