В Госдуме предложили разрешить водить машины с 16 лет
Депутат Государственной думы Василий Власов отправил начальнику ГУОБДД МВД России Михаилу Черникову письмо, в котором предлагает снизить возрастной порог для управления легковым автомобилем до 16 лет.
Аргументация у Власова следующая: в возрасте 16–17 лет многие подростки у нас в стране уже могут похвастаться официальным трудоустройством, а также жизнью и учебой отдельно от семьи и даже в другом городе. Депутат считает, что молодые люди, получившие права в более раннем возрасте, будут еще более вовлечены в экономические процессы. А глядя на них, ещё больше молодых людей захочет получить машину пораньше, а для этого стать финансово независимыми и вести трудовую деятельность.
Власов также предложил разрешить учится для получения водительского удостоверения категории B с 15 лет и шести месяцев.
Напомним, что сейчас учиться в автошколе и сдавать экзамены на категорию В можно с 16 лет, но получать права можно только после совершеннолетия. А до того, как им исполнилось 18, управлять транспортными средствами категории В, подростки могут в сопровождении опытного водителя.
О необходимости подобной инициативы рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Чтобы рассматривать подобную инициативу, необходимо обратиться к опыту других стран, потому что там подобная практика давно существует, как существует и ряд ограничительных мер, направленных на безопасность.
Водить автомобиль с 16 лет можно, к примеру, в США. Но для этого существует ряд условий. С 16 до 17 лет гражданин может ездить только до 23 часов вечера и обязательно в сопровождении лица, достигшего 21 года. С 18 до 21 года уже можно ездить без сопровождения, но только до 3 часов ночи. По сути, до 21 года в США водительские права идут с ограничениями, и лишь при достижении 21 года гражданин получает «взрослые» водительские права. К слову, подобная система градации водительских прав постоянно критикуется из-за гибели подростков за рулем.
Можно долго рассуждать, оправданы ли такие ограничения, но не стоит забывать, что речь идёт о безопасности дорожного движения, где сами правила дорожного движения по сути написаны кровью. Если обратиться к статистике, то наиболее «рискованная» группа водителей виновников ДТП по возрасту составляет 18–26 лет. Думаю, не возникает сомнений, что при снижении возрастной планки необходимы и дополнительные ограничительные меры, это при том, что идея Василия Власова в принципе достаточно сомнительна.
А теперь стоит вернуться к обоснованию этой инициативы самим депутатом. Василий Власов считает, что необходимость снизить минимально допустимый возраст для управления транспортным средством обусловлена тем, что россияне в возрасте 16–17 лет уже могут быть официально трудоустроены, учиться в другом городе и жить отдельно от семьи. По его мнению, раннее получение водительских прав позволит больше вовлечь молодых людей в экономические процессы.
Тут сразу возникает вопрос, а других методов вовлечения молодых людей в экономические процессы в природе не существует? Только через управление автомобилем и сопутствующие повышенные риски для жизни и здоровья молодых водителей и окружающих? Хорошо, что господин Власов не раскрывает идею дальше и не предлагает окупать приобретенный автомобиль работой водителей, не достигших 18-летнего возраста, в службе такси. Кто и как будет проверять, если 16-летний водитель оформит в такси, например, совершеннолетнего друга, но будет «таксовать» сам?
Что касается самого обоснования идеи, то и тут вышло всё не очень хорошо. Даже если такую инициативу и стоило бы ввести в обыденную жизнь, то необходимо было бы применить и ограничительные меры. Как по задумке автора инициативы молодые люди будут управлять транспортным средством, к примеру, в сопровождении взрослого вдали от родных? На фоне того, что в мировой практике в основном этим пользуются в небольших городах, где юный водитель может доехать на автомобиле до школы в качестве постепенной практики и подготовки к управлению транспортным средством без ограничений в будущем. Василий Власов, напротив, предлагает выпустить на дороги неопытных водителей вдали от дома, хотя в таком возрасте человек еще психологически не готов к управлению транспортным средством.
Хочется подчеркнуть, что касающиеся безопасности жизни и здоровья наших граждан инициативы должны тщательно взвешиваться еще на этапе их проработки. Должны быть предложены меры, обеспечивающие безопасность на должном уровне, учитывая, что сама инициатива может оказаться неудачной или совсем плохой. Также обязательно должны быть спрогнозированы возможные последствия. Но всего этого конкретно в инициативе Василий Власова нет от слова «совсем», а введение предложенной им практики в нашей стране невозможно.