Как изменилось потребительское и кредитное доверие россиян за последние месяцы
ВЦИОМ провел мониторинг, чтобы выяснить, насколько россияне доверяют банковским вкладам и как планируют кредиты и крупные покупки.
Почти три четверти (74%) опрошенных считают, что время для кредитования сейчас неудачное. Противоположной позиции придерживаются только 14%. Около 20% россиян считают текущую ситуацию подходящей для крупных покупок, а вот 60% опрошенных с ними не согласны. Впрочем, число тех, кто не считает нынешнее время удачным для крупных покупок, с июля уменьшилось на 8 процентных пунктов. Снизилась и доля тех, кто выбирает тратить, а не копить – сейчас сберегательной политики не придерживаются 69% опрошенных, и это на 8–11 процентных пунктов меньше, чем в апреле-июле 2020 года.
А вот доля тех, кто подумывает забрать деньги из банков, в начале года составлявшая 33%, увеличилась до 46%.
О ситуации рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
С падением доходов граждан упала и покупательная способность населения. Из-за отсутствия достаточной помощи населению вырос спрос на кредиты. И это уже не та история, когда ввиду активного продвижения кредитных продуктов и в силу финансовой неграмотности некоторые люди начинают жить не по средствам. Например, в нынешней ситуации кто-то вынужден закрывать образовавшийся финансовый разрыв при помощи кредитных карт.
По данным ВЦИОМ, Индекс потребительского доверия в августе 2020 года составил 34 п., постепенно возвращаясь к докризисному уровню (январь – февраль – 36–37 п.). Из этого можно сделать вывод, что докризисный уровень потребления в отсутствие достаточной помощи со стороны государства держится лишь за счет кредитования.
Взятую на себя кредитную нагрузку непременно придется «гасить», но на фоне медленного восстановления экономики и ожидания второй волны коронавируса дальнейшие прогнозы могут быть неутешительными.
Население, потерявшее доходы либо оставшееся без работы, будет использовать кредитную линию и в будущем, что приведет к большей закредитованности нашего населения. В таком случае будет наблюдаться дальнейшее снижение потребительской активности, что скажется на экономическом росте страны.