Должен ли работодатель доплачивать за работу из дома?
Почти половина респондентов опроса (42%), проведенного платформой «Mail.ru для бизнеса» и сервисом для поиска работы и сотрудников Worki, полагают, что работодатель должен доплатить им за то, что они работают из дома.
Больше всего, по мнению респондентов, удаленная работа подходит для таких сфер бизнеса, как IT и телеком (73%), маркетинг и PR (62%), финансовые услуг (56%), а также для банковского сектора (34%) и тех, кто работает с недвижимостью (27%).
46% опрошенных уверены, что в их компаниях переход на постоянную удаленную работу произойдет уже в недалеком будущем. Хотя только 19% готовы работать полностью удаленно прямо сейчас.
60% работников полагают, что при удаленной работе компания должна предоставлять им оборудование и компенсировать расходы на интернет, больше половины ожидает компенсации сотовой связи (54%), а почти четверть – коммунальных услуг (23%). А 42% опрошенных работников еще и надеются, что за работу из дома им повысят зарплату.
Сервис Worki сообщает, что минувшим летом с возможностью удаленной работы стало на треть больше по сравнению с весной этого года. Летом на удаленку больше всего искали менеджеров по продажам, по работе с клиентами и бухгалтеров, а весной – операторов колл-центра, логистов и тайных покупателей.
О том, кому больше нужна удаленка, работодателю либо работнику, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Если офис не закрыт полностью, принудить работника перейти на удаленку против его воли компания не может: возможность работать в привычном режиме сохранится для всех желающих. Но если дистанционная работа – собственный выбор работника, то будет уместно отделить необходимые условия ее обеспечения от явно чрезмерных.
Предоставить рабочее оборудование и обеспечивать функциональность доступов во внутренние сети? Да, конечно. Компенсировать расходы на связь тем, кто, работая дома, несет их за свой счет? Да, наверное (наверное – потому что сложно представить, как эти расходы могут вырасти при работе именно из дома). Но компенсировать интернет, уже много лет безлимитный практически по всей стране? Коммунальные услуги? И тем более – повышать зарплату за выполнение того же объема обязанностей просто на том основании, что теперь они выполняются дистанционно?
Обобщенный работодатель здесь мог бы ответить, что удаленка ежедневно экономит примерно два часа (по среднемосковским меркам) жизни на дорогу, что бесценно само по себе, а заодно и деньги на транспорт или бензин. Что питаться дома тоже дешевле, чем оплачивать бизнес-ланчи. Что сохранение продуктивности работника на удаленке гарантировано не во всех случаях – это вопрос самодисциплины, с которой хорошо не у каждого. И что поскольку выбор режима работы является личным делом каждого, то все, для кого баланс плюсов и минусов удаленки выглядит недостаточно привлекательно, могут просто остаться в офисе.
А обобщить позиции обеих сторон можно так: чем выше (или даже завышеннее) будут массовые требования работников к дистанционному режиму, тем менее доступным он окажется фактически – и наоборот.