Должен ли работодатель доплачивать за работу из дома?

Почти поло­ви­на респон­ден­тов опро­са (42%), про­ве­ден­но­го плат­фор­мой «Mail.ru для биз­не­са» и сер­ви­сом для поис­ка рабо­ты и сотруд­ни­ков Worki, пола­га­ют, что рабо­то­да­тель дол­жен допла­тить им за то, что они рабо­та­ют из дома.

Больше все­го, по мне­нию респон­ден­тов, уда­лен­ная рабо­та под­хо­дит для таких сфер биз­не­са, как IT и теле­ком (73%), мар­ке­тинг и PR (62%), финан­со­вые услуг (56%), а так­же для бан­ков­ско­го сек­то­ра (34%) и тех, кто рабо­та­ет с недви­жи­мо­стью (27%).

46% опро­шен­ных уве­ре­ны, что в их ком­па­ни­ях пере­ход на посто­ян­ную уда­лен­ную рабо­ту про­изой­дет уже в неда­ле­ком буду­щем. Хотя толь­ко 19% гото­вы рабо­тать пол­но­стью уда­лен­но пря­мо сей­час.

60% работ­ни­ков пола­га­ют, что при уда­лен­ной рабо­те ком­па­ния долж­на предо­став­лять им обо­ру­до­ва­ние и ком­пен­си­ро­вать рас­хо­ды на интер­нет, боль­ше поло­ви­ны ожи­да­ет ком­пен­са­ции сото­вой свя­зи (54%), а почти чет­верть – ком­му­наль­ных услуг (23%). А 42% опро­шен­ных работ­ни­ков еще и наде­ют­ся, что за рабо­ту из дома им повы­сят зар­пла­ту.

Сервис Worki сооб­ща­ет, что минув­шим летом с воз­мож­но­стью уда­лен­ной рабо­ты ста­ло на треть боль­ше по срав­не­нию с вес­ной это­го года. Летом на уда­лен­ку боль­ше все­го иска­ли мене­дже­ров по про­да­жам, по рабо­те с кли­ен­та­ми и бух­гал­те­ров, а вес­ной – опе­ра­то­ров колл-центра, логи­стов и тай­ных поку­па­те­лей.

О том, кому боль­ше нуж­на уда­лен­ка, рабо­то­да­те­лю либо работ­ни­ку, рас­суж­да­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Борис Чигидин:

Если офис не закрыт пол­но­стью, при­ну­дить работ­ни­ка перей­ти на уда­лен­ку про­тив его воли ком­па­ния не может: воз­мож­ность рабо­тать в при­выч­ном режи­ме сохра­нит­ся для всех жела­ю­щих. Но если дистан­ци­он­ная рабо­та – соб­ствен­ный выбор работ­ни­ка, то будет умест­но отде­лить необ­хо­ди­мые усло­вия ее обес­пе­че­ния от явно чрез­мер­ных.

Предоставить рабо­чее обо­ру­до­ва­ние и обес­пе­чи­вать функ­ци­о­наль­ность досту­пов во внут­рен­ние сети? Да, конеч­но. Компенсировать рас­хо­ды на связь тем, кто, рабо­тая дома, несет их за свой счет? Да, навер­ное (навер­ное – пото­му что слож­но пред­ста­вить, как эти рас­хо­ды могут вырас­ти при рабо­те имен­но из дома). Но ком­пен­си­ро­вать интер­нет, уже мно­го лет без­ли­мит­ный прак­ти­че­ски по всей стране? Коммунальные услу­ги? И тем более – повы­шать зар­пла­ту за выпол­не­ние того же объ­е­ма обя­зан­но­стей про­сто на том осно­ва­нии, что теперь они выпол­ня­ют­ся дистан­ци­он­но?

Обобщенный рабо­то­да­тель здесь мог бы отве­тить, что уда­лен­ка еже­днев­но эко­но­мит при­мер­но два часа (по сред­не­мос­ков­ским мер­кам) жиз­ни на доро­гу, что бес­цен­но само по себе, а заод­но и день­ги на транс­порт или бен­зин. Что питать­ся дома тоже дешев­ле, чем опла­чи­вать бизнес-ланчи. Что сохра­не­ние про­дук­тив­но­сти работ­ни­ка на уда­лен­ке гаран­ти­ро­ва­но не во всех слу­ча­ях – это вопрос само­дис­ци­пли­ны, с кото­рой хоро­шо не у каж­до­го. И что посколь­ку выбор режи­ма рабо­ты явля­ет­ся лич­ным делом каж­до­го, то все, для кого баланс плю­сов и мину­сов уда­лен­ки выгля­дит недо­ста­точ­но при­вле­ка­тель­но, могут про­сто остать­ся в офи­се.

А обоб­щить пози­ции обе­их сто­рон мож­но так: чем выше (или даже завы­шен­нее) будут мас­со­вые тре­бо­ва­ния работ­ни­ков к дистан­ци­он­но­му режи­му, тем менее доступ­ным он ока­жет­ся фак­ти­че­ски – и наобо­рот.

Поделиться