Необходим ли механизм оспаривания транзакций в СБП?

Система быст­рых пла­те­жей (СБП), воз­мож­но, полу­чит про­це­ду­ру оспа­ри­ва­ния тран­зак­ций при опла­те това­ров и услуг. В Национальной систе­ме пла­теж­ных карт, опе­ра­ци­он­ном и кли­рин­го­вом цен­тре Системы быст­рых пла­те­жей, обе­ща­ют начать тести­ро­ва­ние подоб­ной про­це­ду­ры.

Насколько нужен этот меха­низм участ­ни­кам? Мнения раз­де­ли­лись. Сейчас его отсут­ствие созда­ет про­бле­мы при попыт­ке защи­тить кли­ен­тов от недоб­ро­со­вест­ных про­дав­цов. Хотя неко­то­рые бан­ки пола­га­ют, что без воз­мож­но­сти оспа­ри­ва­ния тран­зак­ция обхо­дит­ся им дешев­ле.

На вопрос о необ­хо­ди­мо­сти меха­низ­ма оспа­ри­ва­ния тран­зак­ций в СБП отве­ча­ет руко­во­ди­тель пра­во­вой служ­бы Партии пря­мой демо­кра­тии Борис Чигидин:

Система быст­рых пла­те­жей, как извест­но, инте­гри­ру­ет для физи­че­ских лиц раз­ные спо­со­бы опла­ты, в том чис­ле в поль­зу торгово-сервисных пред­при­я­тий: бан­ков­ски­ми кар­та­ми, с бан­ков­ских некар­точ­ных сче­тов, элек­трон­ны­ми кошель­ка­ми, к кото­рым могут быть или не быть выпу­ще­ны кар­ты, и даже налич­ны­ми по коду-идентификатору через тер­ми­нал или кас­си­ра. Оспаривание опе­ра­ций в рам­ках обще­из­вест­ной про­це­ду­ры «чар­дж­бэк» доступ­но лишь для опе­ра­ций, совер­шен­ных с исполь­зо­ва­ни­ем бан­ков­ских карт, и совер­ша­ет­ся через пла­теж­ную систе­му, по пра­ви­лам кото­рой выпу­ще­на дан­ная кар­та, то есть без какого-либо уча­стия СБП.

Вопроса о том, нужен ли СБП соб­ствен­ный и уни­вер­саль­ный, то есть рас­про­стра­ня­ю­щий­ся не толь­ко на опла­ту кар­та­ми, кон­тур оспа­ри­ва­ния опе­ра­ций, для меня не сто­ит. На пла­теж­ном рын­ке такая воз­мож­ность дав­но явля­ет­ся стан­дар­том де факто, и, напри­мер, ува­жа­ю­щие себя опе­ра­то­ры элек­трон­ных денег доб­ро­воль­но внед­ри­ли у себя подоб­ные про­грам­мы не один год назад. Что будут делать бан­ки, кото­рые от этой пер­спек­ти­вы не в вос­тор­ге? Страдать, но внед­рять: СБП – фасад всей оте­че­ствен­ной пла­теж­ной инфра­струк­ту­ры, и он дол­жен сиять и будет сиять. Пользовательское сча­стье (а систе­ма оспа­ри­ва­ния его росту поспо­соб­ству­ет с гаран­ти­ей) и выте­ка­ю­щий из него рост попу­ляр­но­сти сер­ви­са в целом вполне ком­пен­си­ру­ют не слиш­ком боль­шие издерж­ки бан­ков на раз­вер­ты­ва­ние и сопро­вож­де­ние про­це­дур оспа­ри­ва­ния.

Поделиться