Как бороться с банковскими мошенниками
Кредитные организации обратились к Центробанку с предложением о создании централизованного механизма борьбы с мошенниками, ускоряющего реагирование на кражу денег со счетов. Если наладить обмен данными напрямую через систему ЦБ, то можно реагировать на подозрительные операции в пять раз быстрее.
Предложение было отправлено президентом Ассоциации банков России (АБР) Георгием Лунтовским директору департамента информационной безопасности ЦБ Вадиму Уварову.
В данный момент система работает следующим образом: банк сообщает регулятору, если видит признаки того, что операции совершаются без ведома клиента, а регулятор консолидирует информацию и распространяет эти данные между другими кредитными организациями. Это занимает порой не часы, а дни, и за это время мошенник успевает снять деньги с той карты, на которую они были выведены. Предложение Лунтовского позволило бы ускорить процесс обмена информацией примерно в пять раз, а при таком раскладе шансы предотвратить кражу значительно выше.
Для обмена информацией предлагается использовать защищенный и доверенный канал: действующую систему обмена информацией ФинЦЕРТа. Также с помощью этой системы планируется разделять операции на «более опасные» и «менее опасные» – к последним хотят относить, например, жалобы на списание по подписке, о которой клиент забыл.
Банк России планирует изучить все предложения о доработке системы обмена информацией, ведь это позволит автоматизировать процессы оперативного реагирования. По данным ЦБ, за прошлый год со счетов россиян вывели без их согласия примерно 6,5 млрд рублей, за первую половину 2020-го – 4 млрд рублей.
О мерах борьбы с мошенническими операциями рассуждает Борис Чигидин, глава юридической службы Партии прямой демократии:
Обсуждаемая в статье мера, наверное, не будет лишней. Но основную обязанность по борьбе с целой экосистемой мошеннических переводов несут все же правоохранительные органы. И справляются они с этой обязанностью хуже некуда.
Сумма любого злодейского (то есть совершенного путем социальной инженерии или прямого взлома электронного средства платежа потерпевшего) перевода «приземляется» либо на банковскую карту, либо на не привязанный к карте банковский счет, либо на электронный кошелек, либо (много реже) выдается наличными через систему денежных переводов. В любом из этих случаев идентификация получателя обязательна и неизбежна. Установление подозреваемого, таким образом, является делом несложной техники – как и все дальнейшие следственные действия, которые в подобных сценариях сложно назвать иначе чем шаблонными. Причем совершенно независимо от наличия или отсутствия нового контура взаимодействия между кредитными организациями и ЦБ.
Сколько уголовных дел по подобным фактам, однако, доводится до суда по всей стране ежегодно? Если не ноль, то очень близкая к нему цифра. Чего конкретно правоохранителям не хватает для того, чтобы соответствующие приговоры выносились хотя бы тысячами в год? Более совершенного регулирования? Кадров? Полномочий? Компетентности? Желания работать?
Во всем обозримом прошлом ни от кого из руководителей правоохранительных органов я не видел даже попытки ответить на последний вопрос. Само по себе это не слишком удивительно. Стократ удивительнее, что практически все эти руководители регулярно выступают, а то и отчитываются, в палатах парламента – и вопрос «почему?», судя по наблюдаемому информпространству, не звучит даже там, что говорит о связи наших народных избранников с избирателем очень многое. А раз не звучит, значит, и проблему бездействия правоохранителей можно продолжать считать несуществующей.
Если бы Партия прямой демократии была парламентской, министра внутренних дел (или руководителя Следственного комитета, или любого другого подходящего адресата) этим вопросом (и всеми дополнительно вытекающими из полученных ответов) проняли бы до печенок при первом же появлении на думской трибуне.