Самоограничение и не только
Центробанк сообщает, что россияне стали больше тратить на еду и лекарства, в то время как траты на иные расходы сокращаются. Глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов считает, что снижение потребительской активности обусловлено ростом эпидемиологических рисков и по сути является самоограничением.
Можно сказать, что потребительская активность сейчас идет по карантинной модели, которую мы наблюдали весной: траты на непродовольственные товары и услуги сокращаются, на продовольственные и лекарства, наоборот, увеличиваются. ЦБ предполагает, что при вводе новых ограничений потребительский спрос продолжит снижаться.
Член экспертного совета Партии Сергей Ильин – о самоограничениях:
Банальная вещь: любые ограничительные меры приводят, для начала, к падению потребительского спроса. Хотя бы потому, что сокращается сама возможность покупки товаров – и, в особенности, получения услуг. Здесь закрыли (к примеру, музеи), там сократили время работы (общепит), а вот тут можно заполнять только половину и менее мест (от театров до самолетов). То есть, сужается список предлагаемых услуг: строго говоря, здесь налицо падение не спроса, а предложения. Что, впрочем, не меняет результат: рынок съёживается.
Но есть и проблемы со спросом, хотя и несколько отличающиеся от весенних. Продолжается разорение предприятий малого бизнеса, никем не отменялось стремление работодателей снижать зарплату для работающих на удалёнке и т.п.
И, конечно, большое значение имеет фактор психологический, о котором и говорит Кирилл Тремасов. То самое самоограничение, ведущее к снижению потребительской активности. Конечно, не такое, как при локдауне – но и тем не менее.
Куда деваться: любые ограничительные меры приводят, как уже было сказано, к проседанию экономики. Впрочем, на общемировом фоне падение выглядит не столь катастрофичным. Но с учетом того, что мы и так последние годы живем в перманентном кризисе, удар получится вполне ощутимым. Так что радоваться, прямо скажем, особо нечему.