360tv.ru: Мошенники подменяют номера и представляются банками. Эту проблему хотят решить, но бдительность терять не стоит

«Тинькофф», Сбербанк и ВТБ вме­сте с сото­вы­ми опе­ра­то­ра­ми «боль­шой чет­вер­ки» раз­ра­ба­ты­ва­ют реше­ния по борь­бе со звон­ка­ми мошен­ни­ков. В послед­нее вре­мя те под­ме­ня­ют номе­ра теле­фо­нов и выда­ют себя за бан­ков­ских сотруд­ни­ков. Но сто­про­цент­ной защи­ты от теле­фон­ных мошен­ни­ков это не даст. Больше того, рабо­та таких систем может создать новые рис­ки для про­стых россиян.

«Тинькофф» в сотруд­ни­че­стве с «МегаФоном», МТС, Tele2 запу­стил соб­ствен­ный про­ект по борь­бе с теле­фон­ны­ми мошен­ни­ка­ми, кото­рые при­кры­ва­ют­ся номе­ра­ми бан­ков, что­бы обма­нуть людей. Эти сото­вые опе­ра­то­ры сов­мест­но с эко­си­сте­ма­ми бан­ка дают воз­мож­ность отсле­жи­вать, когда кли­ен­ту посту­пил зво­нок яко­бы с бан­ков­ско­го номе­ра, но на самом деле никто из сотруд­ни­ков с чело­ве­ком не связывался.

Впервые раз­ра­ба­ты­ва­ли и тести­ро­ва­ли такие систе­мы в России еще в фев­ра­ле 2020 года. Сейчас вслед за бан­ком ана­ло­гич­ные про­грам­мы гото­вят в «Сбере» и ВТБ. Причем пер­вый уже под­клю­чил к рабо­те Tele2 и «МегаФон», а МТС и «Билайн» пока толь­ко гото­вят­ся присоединиться.

Как работает подмена номеров?

Только за пер­вое полу­го­дие 2020-го Центробанк сооб­щил почти о 10 тыся­чах мошен­ни­че­ских теле­фон­ных номе­ров, кото­рые при­шлось бло­ки­ро­вать. Это почти в четы­ре раза боль­ше, чем за пер­вое полу­го­дие 2019-го. Подменой номе­ров поль­зо­ва­лись поряд­ка 80% теле­фон­ных мошен­ни­ков. Только кли­ен­ты Сбербанка в этом году сооб­щи­ли более чем о 3,4 мил­ли­о­на мошен­ни­че­ских звон­ков яко­бы с бан­ков­ских номеров.

Технический дирек­тор Qrator Labs Артем Гавриченков объ­яс­нил «360», что на самом деле систе­ма теле­фо­нии очень похо­жа на рабо­ту почты: чело­век само­сто­я­тель­но пишет на кон­вер­те адрес полу­ча­те­ля и адрес отпра­ви­те­ля, а под­лин­ность этих дан­ных никем не проверяется.

«Фактически здесь кон­цеп­ция та же: теле­фон, с кото­ро­го вам зво­нят, как и адрес отпра­ви­те­ля, это не обя­за­тель­но адрес, с кото­ро­го было отправ­ле­но пись­мо, это про­сто адрес или номер, на кото­рый нуж­но, если мы захо­тим, отве­тить. Поэтому под­ме­нить номер, с кото­ро­го зво­нят, для зло­умыш­лен­ни­ка не пред­став­ля­ет слож­но­сти», – уве­рен он.

При этом, отме­тил экс­перт, люди при­вык­ли дове­рять тому, что их теле­фо­ны сами опре­де­ля­ют номер вхо­дя­ще­го звон­ка. Однако пола­гать­ся на это нельзя.

«У сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го поль­зо­ва­те­ля созда­лось впе­чат­ле­ние, что иден­ти­фи­ка­тор зво­ня­ще­го, то есть номер, – это надеж­ная шту­ка, пото­му что в 99% слу­ча­ев, пере­зво­нив, он дей­стви­тель­но попа­да­ет туда, куда наме­ре­вал­ся», – объ­яс­нил Гавриченков.

Как будет работать система банков?

По сло­вам Артема Гавриченкова, у опе­ра­то­ра есть воз­мож­ность уви­деть насто­я­щий источ­ник звон­ка, а не то, что зво­ня­щий ука­зал как «адрес отпра­ви­те­ля». Именно поэто­му у новой систе­мы есть шанс стать дей­ствен­ной. Для это­го бан­ку необ­хо­ди­мо предо­ста­вить опе­ра­то­рам дан­ные о сво­их реаль­ных номе­рах и источ­ни­ках звон­ков (гей­тах).

«Оператор может про­ве­сти про­стую парал­лель: если зво­нок с таким иден­ти­фи­ка­то­ром зво­ня­ще­го посту­па­ет не из кон­крет­но­го гей­та, зна­чит, это не банк и нуж­но пред­при­ни­мать какие-то дей­ствия. И кро­ме согла­сия бан­ка здесь ниче­го не нуж­но», – отме­тил Гавриченков.

В такой ситу­а­ции кли­ен­ты бан­ков, кото­рые под­клю­чат­ся к систе­ме, будут ограж­де­ны от суще­ствен­ной части мошен­ни­че­ских дей­ствий. Участники про­ек­та при этом отме­ча­ют, что наи­бо­лее дей­ствен­ной систе­ма ста­нет в том слу­чае, если все сото­вые опе­ра­то­ры с бан­ка­ми будут рабо­тать вме­сте и созда­дут еди­ную базу, по кото­рой будет лег­ко отсле­жи­вать номера.

Лучше искать мошенников

При этом экс­пер­ты отме­ча­ют, что такая систе­ма не пана­цея, пол­но­стью решить вопрос теле­фон­но­го мошен­ни­че­ства под видом бан­ков­ских сотруд­ни­ков она не смо­жет. У это­го, уве­рен Гавриченков, есть две глав­ные причины.

«Есть звон­ки, кото­рые про­из­во­дят­ся с обыч­ных теле­фо­нов, без мас­ки­ров­ки под банк, от них систе­ма не защи­тит. И есть бан­ки, у кото­рых сохра­ни­лось так назы­ва­е­мое премиум-обслуживание, кото­рое рабо­та­ет по прин­ци­пам 90‑х годов: за вами закреп­ля­ет­ся выде­лен­ный мене­джер, кото­рый вам дает свой лич­ный номер теле­фо­на, а такие номе­ра ни в какую базу попасть не могут», – объ­яс­нил он.

Член Высшего коор­ди­на­ци­он­но­го сове­та Партии пря­мой демо­кра­тии кан­ди­дат юри­ди­че­ских наук Борис Чигидин уве­рен, что борь­ба с под­ме­ной номе­ров – лишь часть рабо­ты по про­ти­во­дей­ствию теле­фон­но­му мошен­ни­че­ству, при­том не самая большая.

«[Эта рабо­та] обя­за­на быть систем­ной, то есть воз­дей­ство­вать на каж­дый эле­мент пре­ступ­ных схем. Лично мне наи­бо­лее суще­ствен­ным пред­став­ля­ет­ся вопрос адрес­ной отра­бот­ки каж­до­го слу­чая успеш­но­го выво­да денег на кон­крет­ные бан­ков­ские рек­ви­зи­ты», – объ­яс­нил он.

То есть в каж­дом слу­чае, когда день­ги кли­ен­та бан­ка все же ушли на счет или элек­трон­ный коше­лек мошен­ни­ков, ответ­ствен­ным инстан­ци­ям сле­ду­ет вычис­лить зло­умыш­лен­ни­ка и при­влечь его к ответственности.

«Для меня явля­ет­ся боль­шой загад­кой, какие кон­крет­но объ­ек­тив­ные при­чи­ны меша­ют пра­во­охра­ни­тель­ным орга­нам по каж­до­му тако­му мате­ри­а­лу уста­нав­ли­вать лич­ность кон­крет­но­го полу­ча­те­ля для при­вле­че­ния его к ответ­ствен­но­сти. Конечно, там могут быть под­став­ные лица, но и в этом слу­чае вопрос выяс­не­ния их заказ­чи­ков – дело не самой слож­ной тех­ни­ки», – заклю­чил он.

360tv.ru

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.