Лишние инвалиды государству не нужны, но послабление всё же будет, спасибо коронавирусу
Минтруд РФ предлагает внести изменения во временные методические рекомендации, связанные с установлением первичной инвалидности на основе медицинских заключений. Согласно опубликованному проекту документа и идущей с ним вместе пояснительной записке, процедуру установления первичной инвалидности следует упростить. Сейчас из-за загруженности медорганизаций в период пандемии граждане, которым требуется медико-социальная экспертиза, испытывают сложности в проведении обследований, так что цель проекта – не допускать нарушения прав граждан, которые впервые претендуют на установление им инвалидности.
Когда гражданина направляют на медико-социальную экспертизу с уже имеющимся заболеванием, необходимо, чтобы оно было упомянуто в приложенном к проекту правил списке. В этом случае при наличии подтверждения этих заболеваний прошлыми обследованиями, в направлении указывают степень выраженности нарушенных функций, а медицинское обследование не проводят.
Ситуацию комментирует член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:
«Не было бы счастья – так несчастье помогло»: пословица очень хорошо описывает нынешнюю ситуацию с получением (первичной) инвалидности.
Многие, имеющие пожилых родственников, хорошо себе представляют головную боль, связанную даже с подтверждением статуса инвалидности. Но это не идёт ни в какое сравнение с первичным его оформлением.
Требования здесь максимально жёсткие изначально. А в последнее время (очень во многом – благодаря повышению пенсионного возраста) стали и вовсе драконовскими.
В СМИ и соцсетях регулярно проскакивает информация о неписанных инструкциях: инвалидность, по возможности, не давать никому. Ну разве что в самом-самом крайнем случае.
Медэксперты, разумеется, и рады стараться – да так, что в памяти всплывают картины из «Бравого солдата Швейка», где бодрые военврачи отправляют на фронт только что не живых мертвецов.
Поликлиники, очереди, анализы, справки, больничные обследования… «Опа, а вот эта справочка-то у вас и просрочилась! Отправляйтесь за новой! Тяжело ходить? Ничего не знаем!»
При пандемии всё усложнилось до практически полной невозможности. У моего товарища одно из оснований для инвалидности – тяжелейшая астма. А нужное отделение больницы, не перепрофилированное на коронавирус – практически одно на всю столицу. Очередь на месяцы, какие там обследования.
Излишне пояснять, что дефицит услуги (а тут налицо именно что натуральный дефицит) порождает коррупцию. Оформление первичной инвалидности, как утверждают злые языки, давно уже имеет довольно твердую таксу. Года два-три назад размер этой таксы (опять же, согласно злым языкам) составлял 100 тысяч рублей, теперь – наверняка больше: даже без пандемии, а с ней и подавно. Коррупция – плохо, да и сумма для большинства инвалидов малоподъемная. Зато схема прекрасно работает. Ну или работала: всё-таки есть надежда, что упрощение процедуры, предусмотренное в проекте, даст кандидату в инвалиды возможность «сделать всё по-честному». И на том спасибо, а то концепция «люди – вторая нефть» в ситуации с инвалидами выглядит слишком уж цинично.
Вы скажете, что всё сказанное выше – замечания очень уж общего характера. Потому закончим двумя сугубо конкретными вопросами.
Первое. СМИ говорят об изменениях во временные методические рекомендации, после чего сразу начинают говорить о дополнительных проблемах, связанных с условиями пандемии. Следует ли из этого, что предполагаемые изменения также будут временными и после окончания пандемии будут отменены, после чего всё вернется в прежний безобразный вид?
И второе. В проекте отдельно упоминается «приложение к правилам», где содержится список оснований (болезни, дефекты и др.) для назначения инвалидности. И это приложение хотелось бы не только увидеть, но и сравнить с предыдущей его редакцией. По опыту, есть немало причин полагать, что новый список, в сравнении со старым, несколько (а то и сильно) сократился. Потому что лишние инвалиды государству не нужны.