Back in USSR

Нехватку рабо­чих рук на рос­сий­ских строй­ках, вызван­ную отъ­ез­дом мигран­тов, наде­ют­ся частич­но вос­пол­нить россиянками.

В сле­ду­ю­щем году житель­ни­цам России ста­нут доступ­ны более 30 про­фес­сий, преж­де нахо­див­ших­ся в перечне запре­щен­ных для жен­щин спе­ци­аль­но­стей. Сокращенная редак­ция дан­но­го переч­ня, при­ня­то­го при­ка­зом Минтруда, всту­па­ет в дей­ствие с 1 января.

Женский труд по-прежнему будет запре­ще­но исполь­зо­вать для ряда ремонтно-строительных работ, свя­зан­ных с подъ­емом и пере­ме­ще­ни­ем тяже­стей вруч­ную. Для жен­щин пре­дель­но допу­сти­мая физи­че­ская нагруз­ка состав­ля­ет 10 килограммов.

Конечно, жен­щи­ны не заме­нят мигран­тов в стро­и­тель­ной отрас­ли, хоть она и наби­ра­ет сре­ди них попу­ляр­ность. В кон­кур­сах про­фес­си­о­наль­но­го мастер­ства, кото­рые про­во­дят НОСТРОЙ (Ассоциация «Национальное объ­еди­не­ние стро­и­те­лей) и WorldSkills, при­зо­вые места в дис­ци­плине «Сварка», к при­ме­ру, три года под­ряд бра­ли девуш­ки. Эксперты счи­та­ют, что строй­ка ста­но­вит­ся более высо­ко­тех­но­ло­гич­ной, поэто­му жен­щи­ны могут там рабо­тать, не исполь­зуя физи­че­ский труд, и в неко­то­рых видах работ даже пре­вос­хо­дят про­фес­си­о­наль­ный уро­вень мужчин.

Член экс­перт­но­го сове­та Партии пря­мой демо­кра­тии Сергей Ильин – о гря­ду­щих изменениях:

Начнём с того, что сама ини­ци­а­ти­ва «заме­нить мигран­тов на рос­си­я­нок» зву­чит несколь­ко уни­зи­тель­но – при­чем разом и для тех, и для дру­гих. Но лад­но, оста­вим в покое инто­на­ции: есть и вопро­сы по существу.

К тек­сту РИА при­ла­га­ет­ся ссыл­ка на мате­ри­ал, в кото­ром вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сооб­ща­ет о том, что дефи­цит мигран­тов на строй­ках стра­ны, хоть и явля­ет­ся про­бле­мой для отрас­ли, поз­во­лил повы­сить про­из­во­ди­тель­ность тру­да. Что под­твер­жда­ет крайне баналь­ный факт: в основ­ном мигран­ты заня­ты мало­про­из­во­ди­тель­ным, мало­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным и про­сто тяже­лым тру­дом (пре­иму­ще­ствен­но физи­че­ским). Хотят ли занять тако­го рода осво­бож­да­ю­щи­е­ся вакан­сии наши жен­щи­ны – боль­шой вопрос. Судя по ком­мен­та­ри­ям экс­пер­тов, речь идёт о каких-то дру­гих сег­мен­тах рын­ка тру­да. Скажем, упо­ми­на­е­мая в ста­тье про­фес­сия свар­щи­ка одно­знач­но отно­сит­ся к высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным (и, кста­ти, доволь­но высо­ко­опла­чи­ва­е­мым). Так что, как мини­мум на уровне поже­ла­ний рос­си­я­нок, речь идёт о совер­шен­но не тех рабо­чих местах, кото­рые осво­бож­да­ют уез­жа­ю­щие на роди­ну мигранты.

Впрочем, оста­вим подоб­ные стран­но­сти на сове­сти экс­пер­тов. В целом у мно­гих жен­щин дей­стви­тель­но при­сут­ству­ет жела­ние осва­и­вать «тра­ди­ци­он­но муж­ские про­фес­сии», это под­твер­жда­ет и мар­тов­ское иссле­до­ва­ние «Известий».

Всё заме­ча­тель­но, феми­нист­ки могут быть доволь­ны? Возможно, но есть нюанс. Дело в том, что тако­го рода «побе­да феми­низ­ма» в нашей стране уже была. Когда? А при нелю­би­мой мно­ги­ми совет­ской вла­сти. Уже в 50‑е жен­щи­ны, наравне с муж­чи­на­ми, при­ни­ма­ли уча­стие в уклад­ке асфаль­та («Ну а кто сей­час в Москве укла­ды­ва­ет асфальт – вы все навер­ня­ка зна­е­те», – язви­тель­но добав­ля­ет рас­сказ­чик) и даже шпал, а сре­ди двор­ни­ков и вовсе состав­ля­ли как бы не боль­шин­ство. Не гово­ря уже о такой про­фес­сии, как мон­тё­ры трам­вай­ных путей, кото­рая оста­ёт­ся пре­иму­ще­ствен­но жен­ской и по сию пору.

В общем, один из типич­ных архе­ти­пов совет­ской жен­щи­ны, неод­но­крат­но вос­пе­тый в лите­ра­ту­ре: «Началось с того, что бри­га­да стро­и­тель­ных рабо­чих (если выра­жать­ся про­ще, про­сто три бабы в оран­же­вых без­ру­кав­ках, вро­де тех, что веч­но дол­бят лома­ми какую-то наледь на обо­чи­нах дорог) полу­чи­ла очень стран­ное рас­по­ря­же­ние на блан­ке мэрии» (В. Пелевин).

То есть, не то, что­бы совсем стро­и­тель­ство (хотя чего сто­и­ли хотя бы девушки-крановщицы), ско­рее город­ское хозяй­ство: доро­ги, трам­вай­ные пути и про­чее ЖКХ. Сегмент более чем харак­тер­ный для того, чем сего­дня (или уже вче­ра?) зани­ма­ют­ся мигран­ты. Другой вопрос, что имен­но исчез­но­ве­ние с улиц «баб в оран­же­вых без­ру­кав­ках» в своё вре­мя пода­ва­лось как выда­ю­ще­е­ся дости­же­ние «моло­дой демо­кра­тии». Хотим ли мы воз­вра­та в СССР, в такой вот кон­крет­ной форме?

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.