За продажу смартфонов без российского софта будут штрафовать. Что это значит?
Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за продажу техники — смартфонов, планшетов, умных телевизоров — без предустановленного российского ПО. Их размер составит до 200 тысяч рублей.
Почему это заслуживает внимания?
Потому что если раньше публичное обсуждение шло в основном вокруг производителей смартфонов — захотят или не захотят они предустанавливать российское ПО — то расширение карательных мер ещё и на продавцов существенно меняет суть и последствия нововведений.
С высокой степенью уверенности можно предположить, что производители техники пойдут на добавление нового ПО в российские версии прошивок — в конце концов, все они это делали и так, просто на основании не законодательных требований, а коммерческих договорённостей с разработчиками этого ПО.
Однако помимо официального рынка «белых» изделий существует и рынок «серый»: это как техника крупных вендоров, ввозимая по неофициальным каналам (не всегда подразумевающим уклонение от таможенных платежей, но точно без согласования с производителем), так и продукция слабо представленных в России производителей, в основном китайских.
По сути, законопроект позволяет полностью закрыть продажи такой техники — вся она идёт с «европейскими» или «глобальными» прошивками, то есть, российского ПО в ней не будет. При сером ввозе весь смысл и заключается в том, чтобы привезти технику, предназначенную не для российского рынка, а в случае мелких производителей – последние просто не будут напрягаться и делать кастомизированные прошивки.
Как к этому отнесутся производители?
Как ни странно, большинство из них – положительно, даже если и не признаются в этом вслух.
Серые каналы поставок всегда были для крупных производителей головной болью: техника, продаваемая по цене ниже рекомендованной, снижает обороты и доходы крупных розничных сетей, а значит, негативно влияет на их желание работать с данным производителем. Соответственно, чем лучше производитель способен защитить рынок от серого импорта — тем больше его любят крупные торговые сети.
Традиционно производители использовали для этого сугубо неофициальные и часто незаконные — по крайней мере, с точки зрения ФАС — схемы: например, дистрибьютор, комбинирующий белые схемы с серыми, в один прекрасный день мог обнаружить, что все официальные отгрузки в его адрес остановлены по команде сверху. Иногда производители прибегали к региональной блокировке отдельных функций: так, не столь давно резко «поглупели» Smart TV производства Samsung, обнаружившие себя не в том регионе, для которого они были произведены.
Однако возможность прямо и чужими руками – руками Роспотребнадзора – наказать конкретного продавца даёт крупным вендорам уникальный шанс абсолютно легального контроля рынка.
Ценовой сговор, в результате которого после устранения из продажи «серяка» во всех крупных магазинах стоимость товара оказывается отличающейся от рекомендованной производителем максимум на десять рублей, остаётся незаконным — но его факт ещё надо доказать.
Что это сулит потребителям?
К сожалению, помимо очевидного – роста объёма предустановленного на устройстве и не всегда нужного ПО, которое из-за технических особенностей предустановки и используемой ОС часто невозможно удалить — рост средней цены и пропадание экзотических марок с рынка.
Точнее, на уже было устаканившемся и в целом цивилизованном российском рынке, где «серяк» и китайские марки для покупателя давно из проблемы стали сознательным выбором желающих немного сэкономить, эта опция просто пропадёт.
По большому счёту, вкупе с грядущей маркировкой всего продающегося, государство собственными руками «оптимизирует» рынок под крупных игроков, снижая конкуренцию.
Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов