Расходы россиян в пандемический год сильно упали
Согласно подсчетам аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в 2020 году потребительские расходы снизились на 9% в сравнении с 2019. Это максимальное падение за последние пять лет.
В прошлом году граждане тратили в месяц в среднем 26,9 тыс. рублей на приобретение товаров и услуг. Эта сумма снизилась на 1,68 тыс. рублей в месяц, или на 20,2 тыс. рублей за целый год, говорится в исследовании.
Так же сильно расходы падали в 2015 году, когда с учетом пиковой инфляции они снизились на 10,2%. В 2020 доходы населения снизились на 3% с учетом инфляции, а вот потребительские расходы на товары и услуги снизились в три раза сильнее – на 9% с учетом инфляции.
Что изменилось в «пандемический год»? У многих россиян сократились доходы, а карантинные ограничения привели к снижению трат на транспорт, питание вне дома и культурный досуг. Многие начали откладывать деньги на черный день либо вкладываться в инвестиции или в недвижимость.
Сильнее всего от падения потребительских расходов пострадали субъекты с более высокими доходами населения, то есть Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Калининградская область и Дагестан, в них снижение произошло на 11–14%. А в тех регионах, где доходы населения были не особо высокими, расходы сокращались меньше либо даже вообще выросли, ведь население там и до кризиса было ограничено в потреблении.
Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин делится наблюдениями о причинности явлений:
Непосредственное и весьма чувствительное воздействие пандемии на экономику в целом и кошелек отдельно взятого потребителя в частности давно очевидно уже и слепому. Не менее очевидно, что полноценное устойчивое восстановление экономики (и личных доходов вслед за ней) возможно не ранее, чем коронавирусные ограничения уйдут в прошлое полностью и окончательно.
И именно в свете этих банальностей невозможно понять прискорбно низкий интерес населения к вакцинации. Особенно учитывая, что прямо сейчас Восточная (и не только) Европа близка к своим историческим максимумам заболеваемости и смертности. При этом нет никакой гарантии, что завтра эта волна не доберется и до России – с прямыми последствиями не только непосредственно для заболевших, но и для кошельков всех, по кому ударят ее экономические эффекты. Казалось бы, связь между личным выбором и его последствиями для собственного бюджета должна быть несомненна даже в случае, если она опосредуется через эффекты на уровне страны в целом. Но нет: за исключением сравнительно немногих регионов узким местом является дефицит не вакцины, а желающих прививаться – и никаких признаков перелома этой тенденции пока не видно.
О не лезущем ни в какие ворота качестве информационного сопровождения властью практически всех аспектов, связанных с пандемией (и далеко не только с ней) мы говорили не один раз – и свою роль этот фактор, безусловно, играет и в обсуждаемом случае. Однако не меньшего внимания – хотя бы на перспективу – на этом же самом материале заслуживает и недавнее предложение ввести в старших классах курс «Основы взрослой жизни». Освоение значительной частью граждан базовых представлений о причинности явлений могло бы пойти на пользу не только им самим, но и обществу в целом.