Ложь, большая ложь и статистика
Какие коэффициенты стоит принимать во внимание, анализируя официальную COVID-статистику
Наша недавняя оценка действительных величин текущей коронавирусной заболеваемости получила подтверждение с неожиданной, но от этого не менее интересной стороны. Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин продолжает анализировать имеющиеся данные и делать из них любопытные выводы. На этот раз – о поправке на недоучет заболеваемости.
Стала известна эпидемиологическая статистика с только что закончившегося ПМЭФ. Там было проведено 50,5 тысяч тестов, выявлено свыше 500 зараженных среди персонала форума и трое – среди участников.
Участников, докладывает источник, тестировали дважды, персонал – однократно. Зная, что участников на форуме было 13 тысяч, получим, что полтысячи зараженных пришлось примерно на 25 тысяч персонала.
Чем интересна эта пропорция? Сравнением с текущим московским отношением количества активных случаев к общему населению: 100 тысяч к 12,5 миллионам. Во всей популяции мегаполиса, где охват тестирования немал, но от тотального далек, прямо сейчас числится зараженными 0,8% населения. В выборке в несколько десятков тысяч посетителей и сотрудников ПМЭФ, которую исследовали и протестировали полностью, носителями вируса в моменте оказываются 2%.
Получается, что как минимум для Москвы с Питером (несущественно, сколько персонала форума из каждого города) поправка на недоучет заболеваемости составляет 2,5 раза. Эта величина того же порядка, что и коэффициент 1,7, к которому мы пришли в прошлый раз по итогам анализа динамики количества госпитализаций в Москве. И если вспомнить, что региональный недоучет превышает московский примерно во столько же раз, то мы лишний раз убедимся, что текущая заболеваемость по стране в целом исчисляется десятками тысяч в день.
Такая размерность заболеваемости соответствовала бы и текущим цифрам коронавирусной смертности, которые в последние месяцы выглядят вполне адекватными, и представлению о действительной летальности вируса, составляющей несколько меньше 1%. Это означает, что умереть от «ковидлы» заметно сложнее, чем может показаться при взгляде на официальную статистику, а вот подцепить ее с непредсказуемыми долгосрочными последствиями – во столько же раз легче.
Пользуясь случаем, хочу заметить, что, несмотря на многочисленные пугалки про побочку от второй дозы «Спутника», прямо сейчас переношу ее без малейших следов реакции, чего и желаю всем, кому эта доза только предстоит.