Школьников оценят в цифре?
Необходим ли эксперимент по введению цифровых профилей для российских учеников?
8 июня газета «Коммерсант» сообщила, что Минпросвещения готовит проект по внедрению цифрового профиля учащегося: регистрировать ученика при зачислении в детский сад либо первый класс и фиксировать его достижения в цифровом портфолио. Эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды собираются проводить до конца 2022 года.
Что хотят хранить в профиле? Актуальные сведения, «необходимые для идентификации в рамках образовательного процесса», притом используя информацию из реестров органов исполнительной власти и государственных информационных систем, для чего создадут распределенный реестр.
Позже Глава департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Павел Кузьмин в эфире телеканала Россия-24 прояснил вопрос о создании цифровых портфолио для школьников, сообщив, что единого обязательного портфолио для учащихся не планируется, их ведение – дело семьи, а не государства. В упомянутом «Коммерсантом» эксперименте речь же шла о том, чтобы оцифровать и фиксировать учебные достижения ребенка, что помогло бы в случае переезда или при смене школы.
Есть ли вообще смысл в цифровых портфолио? О том, почему идея их повсеместного внедрения не получила должного распространения, рассказывает член экспертного совета Партии прямой демократии Павел Иванов:
Вообще, цифровые портфолио – это уже изъезженная тема. Водянистыми обсуждениями на конференциях они отнимают больше времени и усилий, чем любая другая связанная с технологиями обучения тема.
Эта идея существует с девяностых годов, но разве не странно, что ни у кого всё ещё нет таких портфолио? А если и есть, то их навязывает учебное заведение или LMS. Никогда еще так много времени не уделялось тому, что имеет столь незначительный практический эффект. Целая армия исследователей, ученых и маркетологов проповедует идею о том, что каждый человек должен иметь коробку для обуви с «материалами», которые он будет пополнять по мере того, как он будет «рефлексировать» в процессе обучения в течение всей жизни. Политикам и педагогам из числа «одержимых контролем», конечно, эта идея нравится, но, как и в случае с идентификаторами личности, совершенно безразлична остальным.
Можно поразмышлять о том, почему это не работает до сих пор:
1. Профили быстро обесцениваются за счёт отсутствия интероперабельности с другими акторами
Электронные портфолио в основном используются в образовании и некоторых программах профессионального обучения взрослых, но из порядка сорока основных поставщиков виртуального образовательного контента ни один не обеспечивает реальную совместимость со своими партнёрами-конкурентами. Возьмите любого из них, и вы застрянете с их электронным портфолио, которое представляет собой специально разработанную коробку для обуви в специально созданном обувном бутике. Это все равно что купить сейф, в который вы кладете вещи, но не можете их достать обратно.
2. Человеческая природа
Человеческие существа ведут себя не так, как хотелось бы педагогам. Это происходит потому, что педагогика имеет ошибочный и упрощенный взгляд на человеческую природу (обычно бихевиористский). Люди ленивы, затягивают со сдачей работ, беспорядочны, меняют свое мнение и довольно часто забывают о том, что они сделали. Бесконечная «рефлексия» при обучении также не является естественным процессом. Иногда рефлексия полезна, но не в гипертрофированной форме электронного портфолио, которую часто рекомендуют, но редко практикуют. Человеческая природа не позволяет нам провести жизнь в коробке из-под обуви.
3. Люди не учатся всю жизнь
Люди не считают себя «учащимися», тем более «учащимися в течение всей жизни». Это наивная самонадеянность педагогов, поскольку только они считают людей «учащимися всю жизнь». Представьте себе, что вы спрашиваете работодателя – сколько у вас учеников? Люди – это отдельные личности, отцы, матери, служащие, юристы, водители автобусов, кто угодно, но только не учащиеся. Вот почему электронное портфолио, запятнанное «школьным образованием», не приживется. По большому счету, большинство взрослых воспринимают школу как нечто, что они оставляют позади и не тащат с собой во взрослую жизнь. И как часто электронные портфолио рекомендуют люди, у которых у самих их нет?
4. Проблемы с границами медиаресурсов
Медиа связаны ограничениями интернета и не могут быть легко сохранены в одном объекте или в пределах одного объекта, поэтому границы реального электронного портфолио трудно определить, и они будут меняться. Электронное портфолио должно будет справляться с публичными ссылками и социальными сетями, но они являются собственностью как людей, так и сообществ, и могут исчезать. Мы хотим быть частью всевозможных расширяющихся сетей и сообществ, а не замыкаться внутри коробки для обуви.
5. Миф о рекрутинге
Рекрутерам не нужны огромные, переполненные электронные портфолио, им нужны лаконичные описания и подтверждение компетенций. Если под электронным портфолио подразумевается расширенное резюме со ссылками на блог и все остальное, что есть в сети, то хорошо. Но жизнь слишком коротка, чтобы рассматривать портфолио сотен соискателей.