Школьников оценят в цифре?

Необходим ли эксперимент по введению цифровых профилей для российских учеников?


8 июня газе­та «Коммерсант» сооб­щи­ла, что Минпросвещения гото­вит про­ект по внед­ре­нию циф­ро­во­го про­фи­ля уча­ще­го­ся: реги­стри­ро­вать уче­ни­ка при зачис­ле­нии в дет­ский сад либо пер­вый класс и фик­си­ро­вать его дости­же­ния в циф­ро­вом порт­фо­лио. Эксперимент по внед­ре­нию циф­ро­вой обра­зо­ва­тель­ной сре­ды соби­ра­ют­ся про­во­дить до кон­ца 2022 года.

Что хотят хра­нить в про­фи­ле? Актуальные све­де­ния, «необ­хо­ди­мые для иден­ти­фи­ка­ции в рам­ках обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са», при­том исполь­зуя инфор­ма­цию из реест­ров орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти и госу­дар­ствен­ных инфор­ма­ци­он­ных систем, для чего созда­дут рас­пре­де­лен­ный реестр.

Позже Глава депар­та­мен­та циф­ро­вой транс­фор­ма­ции и боль­ших дан­ных Минпросвещения России Павел Кузьмин в эфи­ре теле­ка­на­ла Россия-24 про­яс­нил вопрос о созда­нии циф­ро­вых порт­фо­лио для школь­ни­ков, сооб­щив, что еди­но­го обя­за­тель­но­го порт­фо­лио для уча­щих­ся не пла­ни­ру­ет­ся, их веде­ние – дело семьи, а не госу­дар­ства. В упо­мя­ну­том «Коммерсантом» экс­пе­ри­мен­те речь же шла о том, что­бы оциф­ро­вать и фик­си­ро­вать учеб­ные дости­же­ния ребен­ка, что помог­ло бы в слу­чае пере­ез­да или при смене школы.

Есть ли вооб­ще смысл в циф­ро­вых порт­фо­лио? О том, поче­му идея их повсе­мест­но­го внед­ре­ния не полу­чи­ла долж­но­го рас­про­стра­не­ния, рас­ска­зы­ва­ет член экс­перт­но­го сове­та Партии пря­мой демо­кра­тии Павел Иванов:

Вообще, циф­ро­вые порт­фо­лио – это уже изъ­ез­жен­ная тема. Водянистыми обсуж­де­ни­я­ми на кон­фе­рен­ци­ях они отни­ма­ют боль­ше вре­ме­ни и уси­лий, чем любая дру­гая свя­зан­ная с тех­но­ло­ги­я­ми обу­че­ния тема.

Эта идея суще­ству­ет с девя­но­стых годов, но раз­ве не стран­но, что ни у кого всё ещё нет таких порт­фо­лио? А если и есть, то их навя­зы­ва­ет учеб­ное заве­де­ние или LMS. Никогда еще так мно­го вре­ме­ни не уде­ля­лось тому, что име­ет столь незна­чи­тель­ный прак­ти­че­ский эффект. Целая армия иссле­до­ва­те­лей, уче­ных и мар­ке­то­ло­гов про­по­ве­ду­ет идею о том, что каж­дый чело­век дол­жен иметь короб­ку для обу­ви с «мате­ри­а­ла­ми», кото­рые он будет попол­нять по мере того, как он будет «рефлек­си­ро­вать» в про­цес­се обу­че­ния в тече­ние всей жиз­ни. Политикам и педа­го­гам из чис­ла «одер­жи­мых кон­тро­лем», конеч­но, эта идея нра­вит­ся, но, как и в слу­чае с иден­ти­фи­ка­то­ра­ми лич­но­сти, совер­шен­но без­раз­лич­на остальным.

Можно пораз­мыш­лять о том, поче­му это не рабо­та­ет до сих пор:

1. Профили быст­ро обес­це­ни­ва­ют­ся за счёт отсут­ствия инте­ро­пе­ра­бель­но­сти с дру­ги­ми акторами

Электронные порт­фо­лио в основ­ном исполь­зу­ют­ся в обра­зо­ва­нии и неко­то­рых про­грам­мах про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния взрос­лых, но из поряд­ка соро­ка основ­ных постав­щи­ков вир­ту­аль­но­го обра­зо­ва­тель­но­го кон­тен­та ни один не обес­пе­чи­ва­ет реаль­ную сов­ме­сти­мость со сво­и­ми партнёрами-конкурентами. Возьмите любо­го из них, и вы застря­не­те с их элек­трон­ным порт­фо­лио, кото­рое пред­став­ля­ет собой спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ную короб­ку для обу­ви в спе­ци­аль­но создан­ном обув­ном бути­ке. Это все рав­но что купить сейф, в кото­рый вы кла­де­те вещи, но не може­те их достать обратно.

2. Человеческая природа

Человеческие суще­ства ведут себя не так, как хоте­лось бы педа­го­гам. Это про­ис­хо­дит пото­му, что педа­го­ги­ка име­ет оши­боч­ный и упро­щен­ный взгляд на чело­ве­че­скую при­ро­ду (обыч­но бихе­ви­о­рист­ский). Люди лени­вы, затя­ги­ва­ют со сда­чей работ, бес­по­ря­доч­ны, меня­ют свое мне­ние и доволь­но часто забы­ва­ют о том, что они сде­ла­ли. Бесконечная «рефлек­сия» при обу­че­нии так­же не явля­ет­ся есте­ствен­ным про­цес­сом. Иногда рефлек­сия полез­на, но не в гипер­тро­фи­ро­ван­ной фор­ме элек­трон­но­го порт­фо­лио, кото­рую часто реко­мен­ду­ют, но ред­ко прак­ти­ку­ют. Человеческая при­ро­да не поз­во­ля­ет нам про­ве­сти жизнь в короб­ке из-под обуви.

3. Люди не учат­ся всю жизнь

Люди не счи­та­ют себя «уча­щи­ми­ся», тем более «уча­щи­ми­ся в тече­ние всей жиз­ни». Это наив­ная само­на­де­ян­ность педа­го­гов, посколь­ку толь­ко они счи­та­ют людей «уча­щи­ми­ся всю жизнь». Представьте себе, что вы спра­ши­ва­е­те рабо­то­да­те­ля – сколь­ко у вас уче­ни­ков? Люди – это отдель­ные лич­но­сти, отцы, мате­ри, слу­жа­щие, юри­сты, води­те­ли авто­бу­сов, кто угод­но, но толь­ко не уча­щи­е­ся. Вот поче­му элек­трон­ное порт­фо­лио, запят­нан­ное «школь­ным обра­зо­ва­ни­ем», не при­жи­вет­ся. По боль­шо­му сче­ту, боль­шин­ство взрос­лых вос­при­ни­ма­ют шко­лу как нечто, что они остав­ля­ют поза­ди и не тащат с собой во взрос­лую жизнь. И как часто элек­трон­ные порт­фо­лио реко­мен­ду­ют люди, у кото­рых у самих их нет?

4. Проблемы с гра­ни­ца­ми медиаресурсов

Медиа свя­за­ны огра­ни­че­ни­я­ми интер­не­та и не могут быть лег­ко сохра­не­ны в одном объ­ек­те или в пре­де­лах одно­го объ­ек­та, поэто­му гра­ни­цы реаль­но­го элек­трон­но­го порт­фо­лио труд­но опре­де­лить, и они будут менять­ся. Электронное порт­фо­лио долж­но будет справ­лять­ся с пуб­лич­ны­ми ссыл­ка­ми и соци­аль­ны­ми сетя­ми, но они явля­ют­ся соб­ствен­но­стью как людей, так и сооб­ществ, и могут исче­зать. Мы хотим быть частью все­воз­мож­ных рас­ши­ря­ю­щих­ся сетей и сооб­ществ, а не замы­кать­ся внут­ри короб­ки для обуви.

5. Миф о рекрутинге

Рекрутерам не нуж­ны огром­ные, пере­пол­нен­ные элек­трон­ные порт­фо­лио, им нуж­ны лако­нич­ные опи­са­ния и под­твер­жде­ние ком­пе­тен­ций. Если под элек­трон­ным порт­фо­лио под­ра­зу­ме­ва­ет­ся рас­ши­рен­ное резю­ме со ссыл­ка­ми на блог и все осталь­ное, что есть в сети, то хоро­шо. Но жизнь слиш­ком корот­ка, что­бы рас­смат­ри­вать порт­фо­лио сотен соискателей.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.