Привей соседа своего

Голосование об обязательной вакцинации, предложенное Алексеем Венедиктовым, не имеет отношения ни к вакцинации, ни к демократии

«Вопрос об обя­за­тель­но­сти вак­ци­ни­ро­ва­ния для опре­де­лен­ных групп моск­ви­чей будет выне­сен на элек­трон­ное голо­со­ва­ние в Москве 29–30 июля. Рассчитываю полу­чить око­ло 100 тыс. голо­сов» – напи­сал сего­дня в сво­ём телеграм-канале Алексей Венедиктов, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Общественной пала­ты Москвы.

В интер­вью РБК Венедиктов доба­вил, что Общественная пала­та ини­ци­и­ру­ет опрос сре­ди моск­ви­чей, кото­рый не име­ет обя­за­тель­ной силы, но его резуль­та­ты будут доло­же­ны Мосгордуме.

Трудно при­ду­мать что-то хуже подоб­ных инициатив.

Хотя на пер­вый взгляд она выгля­дит разум­но и даже демо­кра­тич­но – давай­те же нако­нец спро­сим граж­дан, что они сами дума­ют – в осно­ва­нии тако­го опро­са зало­же­на не про­сто бом­ба, а бом­ба ядер­ная и очень гряз­ная: г‑н Венедиктов пред­ла­га­ет спро­сить одних людей, что они гото­вы раз­ре­шить сде­лать с дру­ги­ми людь­ми. То есть, прак­ти­че­ски бук­валь­но, жела­е­те ли вы, что­бы ваше­го сосе­да вакцинировали.

История зна­ет мно­го при­ме­ров подоб­ных воле­изъ­яв­ле­ний, но крайне немно­гие из них закан­чи­ва­лись хорошо.

Любая власть долж­на быть сопря­же­на с ответ­ствен­но­стью за при­ни­ма­е­мые реше­ния, а голо­со­ва­ние, пусть даже реко­мен­да­тель­ное – это, несо­мнен­но, кро­шеч­ный кусо­чек вла­сти, кото­рый даёт­ся каж­до­му голо­су­ю­ще­му. В пред­ла­га­е­мом же голо­со­ва­нии не про­сто такой ответ­ствен­но­сти нет — пред­ла­га­ет­ся при­нять реше­ние, напря­мую каса­ю­ще­е­ся каких-то дру­гих людей, не само­го голо­су­ю­ще­го – но есть допол­ни­тель­ный сти­мул голо­со­вать жёст­че: пото­му что все­гда будет затал­ки­ва­е­мая внутрь, стыд­ная, но всё рав­но про­ры­ва­ю­ща­я­ся мысль «а может, если заста­вить при­вить­ся их, то не при­дёт­ся при­ви­вать­ся мне?».

Демократия, пря­мая или кос­вен­ная, нико­гда, ни при каких обсто­я­тель­ствах не долж­на пре­вра­щать­ся в сред­ство раз­мы­ва­ния (вплоть до пол­но­го исчез­но­ве­ния) ответ­ствен­но­сти за при­ни­ма­е­мые реше­ния. Даже самый негод­ный, лени­вый или кор­рум­пи­ро­ван­ный чинов­ник такую ответ­ствен­ность несёт – перед сво­им руко­вод­ством, Следственным коми­те­том или вышед­ши­ми на митинг горо­жа­на­ми. Не все­гда пря­мо, не все­гда быст­ро, не все­гда эффек­тив­но – но несёт.

Решение об обя­за­тель­ной вак­ци­на­ции может быть при­ня­то. Более того, оно может быть даже оправ­дан­ным и необ­хо­ди­мым. Но – мы долж­ны знать, кто кон­крет­но и на каких осно­ва­ни­ях его при­нял, и у это­го чело­ве­ка не долж­но быть оправ­да­ния в виде отсыл­ки к «мне­нию моск­ви­чей», кото­рое объ­яс­ня­ет всё и одно­вре­мен­но ничего.

Голосование, кото­рое реша­ет чью-то чужую судь­бу, какого-то незна­ко­мо­го чело­ве­ка – это все­гда ящик Пандоры, даже если в момен­те он кажет­ся кро­хот­ной шка­ту­лоч­кой, име­ю­щей лишь реко­мен­да­тель­ную силу.

Алексей Алексеевич, вы уве­ре­ны, что хоти­те посмот­реть, что внутри?

Олег Артамонов
Генеральный секретарь Партии прямой демократии

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.