Сумма возмущения
Банк России предложил установить обязательную сумму денежных средств, которую банки должны возвращать клиентам-физлицам, ставшим жертвами мошенников.
О том, как именно Центробанк будет рассчитывать обязательную сумму возврата регулятор пока не сообщает. По сообщениям СМИ, пострадавший должен будет сообщить банку о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления об операции. Вернуть установленную ЦБ сумму должны будут все банки, однако те, у которых низкий уровень антифрода (механизм по предотвращению хищений) должны будут возместить жертвам мошенников все похищенные средства, даже если они превышают размер установленной обязательной суммы возврата.
Из предложений ЦБ пока непонятно, будут ли возвращать деньги тем, кто стал жертвой мошенников, но сам раскрыл свои банковские данные. По действующему законодательству банки должны возвращать средства, если они украдены не по вине клиента.
Почему данная инициатива Центробанка весьма сомнительна и может спровоцировать недобросовестных граждан на новый метод мошенничества – объясняет член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
«Действующая редакция закона «О национальной платежной системе» обязывает банки возмещать клиентам-физлицам их потери от несанкционированных операций только в случае, если клиент не нарушил порядок использования электронного средства платежа – например, не сообщил собеседнику из «службы безопасности Сбербанка» одноразовые коды из СМС. Постановка Центральным банком вопроса об упрощенном порядке возмещения банками убытков граждан от фрода, хотя прямо в доступных материалах об этом и не говорится, имеет практический смысл лишь в случае, если этот упрощенный порядок будет подразумевать ответственность банка перед клиентом за последствия добровольной передачи последним платежных данных злоумышленникам. Потому что любое иное прочтение этой новации не выходит за пределы действующей буквы закона и тем самым – как раз лишено практического смысла.
С популистской колокольни замысел ЦБ великолепен до сияния. С прагматической – в высшей степени чреват неприятностями. Чреват потому, что у банков, в которые мгновенно выстроится прожорливая очередь заявителей требований «меня обманули, верните мне все за свой счет», нет и не будет инструментов проверить, соответствует ли действительности утверждение об обмане, а будет только обязанность взять под козырек и вернуть сколько заявлено (в пределах какого-то максимального лимита, о котором говорится в материалах ЦБ). И не надо быть пророком, чтобы осознать, что, если этот формат обретет силу закона, волна имитаций мошеннических переводов, совершать которые можно хоть каждый день, в целях беспроблемно и безнаказанно нажиться на этот раз за счет банков, захлестнет все и вся.
Но эти последствия наступят условно завтра, а популистские лавры можно будет пожать прямо сегодня. И если сам ЦБ не осознает крайнюю, выражаясь мягко, сомнительность своей инициативы, остается лишь надеяться, что законодатель сумеет к ней отнестись с большей ответственностью».