ЦИК хочет расширить использование электронного голосования
Как сообщает ТАСС, Элла Памфилова, председатель ЦИК России, озвучила планы на использование ДЭГ в 2022 году – «немножко, не сильно расширить в этом году проведение дистанционного электронного голосования».
Напомним, что в уходящем году ДЭГ работал в 6 регионах – Москва использовала платформу собственной разработки, а в Севастополе, Курской, Ярославской, Мурманской и Ростовской областях работала федеральная платформа, созданная ПАО «Ростелеком» по заказу ЦИК. В наступающем году выбору пройдут в 19 регионах – но где именно будет использоваться ДЭГ, пока неизвестно.
Новость комментирует генеральный секретарь Партии прямой демократии — и заместитель председателя ТИК ДЭГ на выборах 2021 года – Олег Артамонов:
Сама по себе новость является абсолютно, 100-% ожидаемой – мы уже раньше говорили, что практически наверняка ЦИК расширит зону использования электронного голосования. Технология востребована – у нас в ТИК ДЭГ, отвечавшем за регионы и федеральную платформу, было около 650 тысяч зарегистрированных избирателей, в Москве их число превысило 2 млн. человек, это даже выше наших ожиданий.
Одного этого достаточно, чтобы продолжать развивать электронные голосования, распространяя их на большее число регионов – и ещё в сентябре я прогнозировал, что в 2022‑м году таких регионов станет от 10 до 15. Скорее всего, конкретный список ЦИК огласит только весной, но надо заметить, что он не столь уж важен – принципиальной особенностью ДЭГ является его централизация, отвязка от какой-либо региональной специфики. Система, эксплуатирумая ЦИК, разрабатывается и поддерживается компаниями ПАО «Ростелеком» и Waves Enterprise, она работает на единых для всех серверах, за ходом голосования следит единая ТИК ДЭГ; по сути, от региона к региону отличаются только бюллетени, выдаваемые избирателям.
Такой подход минимизирует большинство локальных рисков (в том числе риски фальсификации итогов выборов или иного вмешательства в их ход «на местах») и одновременно упрощает наблюдение за голосованием и оценку достоверности его результата. Вопреки распространённому мнению о непрозрачности ДЭГ, в 2021 году мы получили весьма положительный опыт наблюдения как на уровне ТИК ДЭГ, так и на уровне группы независимых технических экспертов, работавших в Координационном центре Общественной палаты РФ. Да, наблюдение за ДЭГ требует серьёзной предварительной подготовки — невозможно просто прийти на участок и попытаться «методом пристального взгляда в монитор» понять, что тут происходит; но и работа наблюдателем на обычных участках также давно уже требует предварительной подготовки и знания множества процедур и особенностей проведения выборов. При этом ДЭГ позволяет не только проводить наблюдение силами небольшого числа специалистов, но и сколь угодно тщательно анализировать результаты post factum – после окончания голосования в распоряжении наблюдателей остаётся огромный массив информации о его ходе.
Интереснее всего в предстоящем году в свете этого будет судьба московской системы ДЭГ. С одной стороны, исторически она является самой старой — впервые Москвы применяла «электронку» на выборах в Мосгордуму в 2019 году, хоть и не слишком успешно. Дистанционное голосование по Конституции, прошедшее летом 2020-го без сколь-нибудь серьёзных замечаний, также работало на московской платформе – и привлекло более миллиона избирателей.
При этом московская система ДЭГ особенна не только в плане разработки – ей занимается Департамент информационных технологий (ДИТ) Правительства Москвы – но и плане правового регулирования. В Москве до конца этого года действует особый порядок проведения голосований – который позволяет не только само по себе использование ДЭГ, но и эксперименты в рамках этой платформы, не применяющиеся на федеральном уровне.
И судя по всему, в этом году предел для экспериментирования был нащупан: реализованная в Москве функция «отложенного голосования» вызвала массу вопросов, нареканий и обвинений, наблюдатели на московской УИК ДЭГ оказались откровенно неготовы к выполнению своей работы (судя по их отчётам, по большей части они просто не понимали, что вообще происходит), а работа системы сопровождалась большим количеством технических сбоев, неполадок и просто неясностей — полноформатный отчёт о чём мы в данный момент заканчиваем готовить.
В свете этого весьма вероятно, что в следующем году ЦИК наконец сделает свой выбор — и перейдёт к использованию стабильной федеральной системы ДЭГ во всех регионах. Мы со своей стороны такой шаг сможем только приветствовать — помимо того, что федеральная ДЭГ показала себя с лучшей стороны на выборах 2021 года, использование одной системы позволит существенно упростить подготовку наблюдателей и независимых экспертов, обеспечить прозрачность и достоверность работы ДЭГ. По большому счёту, на мой личный взгляд, пришла пора сделать выводы и придти к единому стандарту ДЭГ в России, в рамках которого дальше будут развиваться все связанные с ДЭГ методики и процедуры.
Вместе с тем, несмотря на в целом положительные впечатления наблюдателей и экспертов, мне хочется выразить надежду, что в следующему году ДЭГ в России станет ещё лучше. Что для этого необходимо сделать?
- детально проработать процедуры, связанные с ДЭГ, такие, например, как разделение ключей шифрования и подписание результатов членами избирательной коммиссии – в 2020‑м эти процедуры сильно отличались между московской УИК ДЭГ и федеральной ТИК ДЭГ;
- продолжить публикацию информации об архитектуре, используемых алгоритмах, особенностях реализации программно-технического комплекса (ПТК) ДЭГ;
- заранее – не позднее июня 2022 — определить форматы наблюдения за ДЭГ, с учётом положительного опыта работы экспертной группы при Координационном совете Общественной палаты РФ, опыта работы ТИК ДЭГ, реализации таких проектов наблюдения, как «Цифровой пакет», и так далее;
- привлечь более широкий спектр независимых экспертов и наблюдателей от различных партий к работе с ДЭГ — до сих пор мы чувствуем серьёзный дефицит квалифицированных наблюдателей, многие специалисты по анализу данных и вовсе подключились к работе уже после завершения выборов.
Дистанционные электронные голосования – это не просто новый, но один из самых интересных и перспективных механизмов проведения выборов, и наша задача — суметь правильно им воспользоваться, обеспечив его эффективность, доступность, прозрачность и достоверность.