Ставка на риск

Центральный банк де-факто анон­си­ро­вал оче­ред­ное повы­ше­ние клю­че­вой став­ки, пишет «Российская газе­та» во втор­ник. На сколь­ко вырас­тет став­ка пока неиз­вест­но, одна­ко такое уве­ли­че­ние явля­ет­ся уже седь­мым подряд.

Аналитики схо­дят­ся во мне­нии, что будет выбран мак­си­маль­ный из обо­зна­чен­ных Банком России шагов повы­ше­ния став­ки. Какие рис­ки для России несет пла­но­мер­ное повы­ше­ние став­ки, помо­жет ли такая мера в борь­бе с инфля­ци­он­ным дав­ле­ни­ем из США и какой рецепт сдер­жи­ва­ния инфля­ции Центробанк игно­ри­ру­ет не пер­вый год – раз­би­рал­ся член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

«Ранее мы уже гово­ри­ли о завоз­ном харак­те­ре инфля­ции в России, в то же вре­мя Банк России раз­ра­бо­тал Основные направ­ле­ния еди­ной госу­дар­ствен­ной денежно-кредитной поли­ти­ки (ДКП) на 2022 год и пери­од 2023 и 2024 годов. Документ был про­ана­ли­зи­ро­ван коми­те­та­ми Госдумы по финан­со­во­му рын­ку, эко­но­ми­че­ской поли­ти­ке и по бюд­же­ту и налогам.

В доку­мен­те сре­ди поже­ла­ний и пред­ло­же­ний, име­ю­щих реко­мен­да­тель­ный харак­тер, содер­жит­ся обес­по­ко­ен­ность коми­те­тов тем, что «наблю­да­е­мое инфля­ци­он­ное дав­ле­ние в эко­но­ми­ке России вызва­но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни внеш­ни­ми фак­то­ра­ми». Из это­го сле­ду­ет, что коми­те­ты ГД видят имен­но завоз­ной харак­тер инфля­ции. Так же в доку­мен­те содер­жит­ся реко­мен­да­ция Банку России при­ни­мать реше­ния о даль­ней­шем повы­ше­нии клю­че­вой став­ки толь­ко в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, с глу­бо­ким ана­ли­зом послед­ствий в дол­го­сроч­ной перспективе.

Тем не менее, по инфор­ма­ции ряда СМИ, в том чис­ле «Российской Газеты», мож­но уже сей­час гово­рить о высо­кой веро­ят­но­сти даль­ней­ше­го повы­ше­ния клю­че­вой став­ки в седь­мой раз под­ряд, так как по заяв­ле­ни­ям гла­вы Банка России Эльвиры Набиуллиной, рас­смат­ри­вать­ся будет диа­па­зон изме­не­ния став­ки от нуля до одно­го про­цент­но­го пунк­та, при этом сохра­не­ние став­ки или повы­ше­ние на мини­маль­ные 0,25 про­цент­но­го пунк­та – самые мало­ве­ро­ят­ные варианты.

Данная прак­ти­ка на фоне про­дол­жа­ю­ще­го­ся роста завоз­ной инфля­ции в России не может не вызы­вать обес­по­ко­ен­но­сти, так как дан­ная мера все даль­ше будет тор­мо­зить рос­сий­ский биз­нес, что и даль­ше будет ока­зы­вать нега­тив­ный эффект на эко­но­ми­ку стра­ны. В то же вре­мя регу­ля­тор пока не пуб­ли­ку­ет ника­ких мате­ри­а­лов, кото­рые бы содер­жа­ли какой-либо ана­лиз послед­ствий, но, конеч­но, обес­по­ко­ен­ность коми­те­тов ГД носит реко­мен­да­тель­ный харак­тер и ЦБ не обя­зан начи­нать как-то по-новому обос­но­вы­вать оче­ред­ное повы­ше­ние клю­че­вой ставки.

В то же вре­мя в США инфля­ция бьет новые рекор­ды, уско­рив­шись по ито­гам нояб­ря до 6,8 % – это мак­си­мум за послед­ние 40 лет. Такой уро­вень инфля­ции при­во­дит к удо­ро­жа­нию това­ров по всей цепоч­ке созда­ния добав­лен­ной сто­и­мо­сти и цены на това­ры рас­тут. А так как цены выра­же­ны в дол­ла­рах и евро, это уже при­во­дит к повы­ше­нию цен на внут­рен­нем рын­ке России за счет импор­та. Соответственно воз­ни­ка­ет резон­ный вопрос, как повы­ше­ние клю­че­вой став­ки в России помо­жет в борь­бе с инфля­ци­он­ным дав­ле­ни­ем из США? Никак, тут нуж­но сни­жать долю импорт­ных това­ров при помо­щи импор­то­за­ме­ще­ния, раз­ви­вая соб­ствен­ный биз­нес и соб­ствен­ные про­из­вод­ства, а для это­го нуж­ны деше­вые день­ги, то есть сни­же­ние клю­че­вой став­ки. При теку­щем высо­ком уровне импор­та мера­ми Центробанка прак­ти­че­ски невоз­мож­но обуз­дать инфля­цию. Напомню, что по импор­ту мы заво­зим очень мно­го това­ров, до 75 %.

В резуль­та­те в даль­ней­шем при пла­но­мер­ном повы­ше­нии клю­че­вой став­ки уже сей­час мож­но раз­гля­деть опре­де­лен­ные рис­ки для нашей стра­ны, такие как сни­же­ние дело­вой актив­но­сти, конец льгот­ной ипо­те­ки, рост сто­и­мо­сти кре­ди­та. Также повы­ше­ние став­ки все боль­ше будет уси­ли­вать бег­ство в ино­стран­ную валю­ту, так как при этом затруд­ня­ет­ся дея­тель­ность реаль­ной экономики.

Еще одна про­бле­ма поми­мо инфля­ции – это то, что у нас «обес­кров­лен­ная» эко­но­ми­ка. Что это зна­чит? Expert.ru в этом году выпол­нил рас­че­ты моне­ти­за­ции рос­сий­ской эко­но­ми­ки по дан­ным Банка России и Росстата. На гра­фи­ке вид­но, что в 2020 году моне­ти­за­ция уве­ли­чи­лась, но по-прежнему силь­но отста­ет от эко­но­мик раз­ви­тых стран. В Японии коэф­фи­ци­ент моне­ти­за­ции, по дан­ным expert.ru, состав­ля­ет 255 %, в Китае – 152 %, в Великобритании – 142 %. Есть и срав­не­ние коэф­фи­ци­ен­та моне­ти­за­ции с 2003 по 2018 год вклю­чи­тель­но: в целом кар­ти­на из года в год меня­ет­ся не силь­но, и каж­дый год она не в нашу пользу.

Иллюстрация expert.ru

Чем выше моне­ти­за­ция эко­но­ми­ки, тем ниже сто­и­мость денег, и тем боль­ше стра­на раз­ви­та. В усло­ви­ях низ­кой моне­ти­за­ции рос­сий­ской эко­но­ми­ки рынок реа­ги­ру­ет на повы­ше­ние базо­вой став­ки ростом цен на това­ры и удо­ро­жа­ни­ем кре­ди­тов. А нам наобо­рот нуж­но уве­ли­чить денеж­ную мас­су, тогда и цены бы сни­зи­лись за счет роста дело­вой актив­но­сти. Вот один из воз­мож­ных рецеп­тов, кото­рый почему-то не пер­вый год игно­ри­ру­ет­ся Центробанком».

Фото: E. O. / Фотобанк Лори

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.