Что предпочитают россияне, удаленку или офис?
Недавний опрос, проведенный IDF Eurasia среди 3400 человек из более 130 компаний малого и среднего бизнеса, продемонстрировал интересный факт: более половины (63%) работающих удаленно во время карантинных мероприятий россиян хотели бы вернуться в офис как можно быстрее. А начальство и кадровики отметили в тот же период снижение производительности труда на 35%.
Что уменьшало производительность труда при дистанционной работе? Больше всего люди скучали по живому общению (37%), 33% впали в апатию либо депрессию, а еще 30% отвлекались на домочадцев, еду и телевизор. Впрочем, представители IT-профессий наоборот увеличили производительность труда на 17%, поскольку усидчивости им не занимать.
Работодатели решали проблему сниженной производительности методами кнута и пряника: 55% ввели нематериальные поощрения, 10% добавили сотрудникам обучения и неформального общения, а 22% – ввели штрафные санкции.
Об удаленной работе рассуждает Виктор Мысь, независимый эксперт и руководитель IT компании:
Сейчас в силу «духа времени» удаленную работу начали рассматривать как нечто новое. На самом деле для многих сфер, к примеру, для IT, она уже давно в порядке вещей. Понятное дело, что для слесаря или сварщика «удаленка» не подходит в принципе, но для большинства офисных работников она более чем реальный формат. На мой взгляд, проблемы связаны не с депрессиями или другими психологическими моментами, а с куда более прозаичными вещами, такими, как некомпетентность сотрудников и руководителей. Просто формат «удаленки» все эти проблемы вытащил на поверхность.
Многие сотрудники ходят на работу, чтобы «высиживать часы», а в удаленной работе это становится очень заметно. Логично, что руководство обращает на это внимание и возникают проблемы.
Для руководителей же, в свою очередь, тоже встает ряд проблем, таких, как контроль и расчет вменяемого KPI – это действительно сложно осуществить во многих сферах. В итоге возникает проблема: руководитель не может внятно ставить задачи и оценивать их. К чему это приводит, думаю, понятно.
Я думаю, что в итоге ситуация скажется на бизнесе позитивно. Гибкие и сильные выживут, смогут оптимизировать расходы и освоят автоматизацию, а те, кто не сможет перестроиться под объективную реальность – уйдут с рынка.
Александр Подшивалов, независимый эксперт, также комментирует ситуацию с удаленной работой:
Лишний раз представляется возможность убедиться, что «докарантинные» мнения об «удаленке» как о существенном бонусе для сотрудника не совсем согласуются с реальностью. Внезапно выясняется, что организовать в домашних условиях полноценное рабочее место проблематично – не все, подобно профессору Преображенскому, могут похвастаться отдельным рабочим кабинетом. Заодно возникает множество мелких проблем – «отвлекающих факторов» в терминологии опроса. Офисная работа от этих отвлекающих факторов тоже не полностью свободна (шумный опенспейс сам по себе может быть куда большим отвлекающим фактором, чем перечисленные в статье «необходимость общаться с домочадцами, телевизор, регулярные приемы пищи»), но они воспринимаются как естественная часть рабочего процесса.
Реакция руководителей довольно предсказуема – многие скатываются в гиперконтроль и микроменеджмент – вплоть до ежедневных многочасовых созвонов. Само по себе присутствие на рабочем месте «успокаивающе» действует на руководителя, пусть даже разнообразные исследования показывают, что непосредственно рабочими вопросами многие офисные работники могут заниматься лишь часть официального рабочего времени. Если же сотрудника «не видно» – многие предполагают, что он и вовсе не работает, отсюда и желание постоянного контроля, который зачастую тормозит работу.
Общение через всевозможные мессенджеры и электронную почту – еще один аспект «удаленки» – оказывается малоэффективным, и, вероятно, влияет на снижение производительности труда. Стоит отметить и возникающее из-за такого общения «размывание» рабочего времени, когда вместо стандартного рабочего дня «с 9 до 18» рабочие вопросы нередко могут обсуждаться и вне этого периода.
На фоне всего этого желание почти 2⁄3 опрошенных вернуться к «нормальным», докарантинным условиям работы не выглядит удивительным.