130 млрд рублей «вышли из тени»
В России есть уже целый миллион самозанятых. С января 2019 года они заплатили 3,5 млрд налогов, сообщает Федеральная налоговая служба. Таким образом 130 млрд рублей доходов этих людей были выведены из серой зоны.
Как стать самозанятым и в чем плюсы подобного статуса? Нужно быть предпринимателем без наемных работников и зарабатывать не более 200 тыс. рублей в месяц.
Зарегистрировавшись в системе, вместо 13% НДФЛ самозанятые платят всего 4% за услуги физлицам и 6% при работе с компаниями, плюс получают налоговый вычет 10 тыс. руб. Поэтому каждый день самозанятыми регистрируются примерно 3,5 тысяч человек – это даже не требует визита в налоговую.
Изначально специальный режим и статус самонязатых тестировали в 4 регионах (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), а с 1 июля спецрежим для самозанятых распространили на 79 из 85 российских регионов.
Средний возраст самозанятых — 30–40 лет, в основном они заняты репетиторством, доставкой товаров, маркетингом, либо предлагают IT ‑услуги и сдачу квартир в аренду.
Чтобы поддержать самозанятых во время введения режима нерабочих дней и самоизоляции, государство вернуло им уплаченные в 2019 году и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тыс. руб. (МРОТ). Потерявшие доход самозанятые имеют право на пособие по безработице, правда, работа самозанятым в зачет трудового стажа не идет и пенсионные отчисления с нее возможны только добровольные.
Из выплачиваемых самозанятыми налогов 63% поступает в бюджет региона, 37% — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). При этом налогом облагаются только те операции, по котором самозанятый предоставил чеки в специальном приложении.
Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ставит цель – 2,4 млн самозанятых до конца 2024 года. Вероятно, цель будет достигнута куда раньше, поскольку самозанятые граждане облагаются минимальным налогом, ставку которого государство обязуется не повышать до 2029 года. Словом, сплошные выгоды.
О статусе самозанятого рассуждает глава юридической службы Партии прямой демократии Борис Чигидин, испытавший его на себе:
Статус самозанятого я оформил больше года назад. Оформил отчасти в виде эксперимента – и этот мотив, полагаю, был актуален еще для очень многих.
Свидетельствую: все работает без сбоев и нареканий. Простота интерфейсов предельная, чеки, в зависимости от способа получения оплаты, формируются как автоматически, так и вручную, уплатить налог онлайн не сложнее, чем, допустим, пополнить телефон, и даже служба поддержки абсолютно вменяема. Плюс мелкие радости в виде налогового капитала (часть суммы налога для вновь зарегистрировавшихся принимает на себя государство) и состоявшегося в июне в числе прочих мер поддержки населения возврата всей суммы налога, уплаченного за прошлый год.
В силу всего сказанного ключевым стоит считать вопрос обеспечения стабильности этого комфорта на годы вперед. В законе о самозанятых есть норма, запрещающая повышать ставки налога или уменьшать предельный размер налоговой базы, облагаемой по этим ставкам, в течение десяти лет – но в том же самом порядке, в каком она принята, она в принципе вполне может быть изменена или отменена в любой момент.
Если государство сумеет при любых обстоятельствах удержаться от этого соблазна (мы же помним, что люди – это новая нефть?), режиму самозанятости можно уверенно предсказать серьезную популярность и долгое будущее – вполне возможно, даже на зависть многим зарубежным друзьям. Если не сумеет, это будет грубейшей ошибкой, разрушающей доверие миллионов избирателей. Вероятность ее совершения выглядит небольшой, но держать в уме возможность этого сценария все равно следует – для того, чтобы, если понадобится, пресекать его в зародыше консолидированными усилиями всех заинтересованных.